Постоянным повышением квартплаты озабочены многие граждане. Они обращаются в различные инстанции, но не всегда получают внятные ответы. «Областная газета» уже не раз помогала своим читателям разобраться, за что мы платим и как производятся начисления, взять хотя бы проект «Анатомия квитанции», который публиковался на страницах «ОГ» с июля по ноябрь прошлого года. Сегодня газета продолжает коммунальный ликбез.
Большинство читательских вопросов так или иначе группируются вокруг нескольких основных тем, которые мы попытались структурировать.
1. «Может ли управляющая компания менять прейскурант на работы по содержанию жилья? И как должно быть, если фактические расходы оказываются больше или меньше указанных в прейскуранте?» – спрашивает наша читательница Маргарита Ворусская.
Дело в том, что прейскурант УК утверждает только на услуги, предоставляемые жильцам. К примеру, человек вызвал мастера, чтобы заменить кран. За свою работу сантехник не может взять денег столько, сколько заблагорассудится. Владелец квартиры платит согласно утверждённым расценкам, с которыми он вправе заранее ознакомиться на сайте или в офисе управляющей организации.
Что касается работ по содержанию дома, тут речь должна идти не о прейскуранте, а о сметной стоимости.
– Допустим, УК или ТСЖ организует ремонт подъездов в доме. Для ремонта первого подъезда, согласно предварительной смете, закупили материалы и заключили договор на выполнение работ. А когда пришло время ремонтировать второй подъезд, нашлась компания, готовая продать аналогичные материалы со скидкой, и подрядчик, готовый выполнить работы за меньшую плату. Соответственно ремонт второго подъезда обойдётся дешевле, – пояснила корреспонденту «ОГ» председатель ТСЖ со стажем Ольга Сергеева (микрорайон Пионерский, Екатеринбург).
По её словам, сэкономленные деньги управляющая организация может потратить на другие нужды, к примеру, заменить простые лампочки в подъезде на энергосберегающие. Однако на величину платы за содержание жилья, вносимой жильцами каждый месяц, эти моменты не влияют, так как содержание жилья предполагает целый ряд работ и услуг.
Размер платы по этой строке определяется на общем собрании собственников жилья с учётом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год. На деле зачастую собственники не принимают соответствующее решение на собрании, и тогда, согласно закону, УК применяет тарифы, утверждённые органами местной администрации.
2. «Может ли меняться принцип оплаты работ? Например, прежде уборка двора оплачивалась в зависимости от его площади, а в 2013 году стала оплачиваться в зависимости от площади квартир», – интересуются читатели.
– Уборка двора входит в тариф на содержание жилья, а этот тариф рассчитывается на квадратный метр площади квартиры, – рассказала «ОГ» пресс-секретарь управляющей компании «РЭМП УЖСК» Ирина Богданова. Однако при определении реальных затрат на уборку придомовой территории, безусловно, учитывается и площадь двора, и количество дворников, и расходы на приобретение метёлок, лопат и прочего инвентаря.
Следующие два вопроса касаются Узла коммерческого учёта тепла (УКУТ).
3. Если теплосчётчик установлен, зарегистрирован и работает без сбоев, почему плату начисляют по нормативам, а в отчёте указывают фактические затраты?
– Фактические затраты указывают для того, чтобы сделать перерасчёт. Если установлен УКУТ, а жильцы платили по нормативам, управляющая организация по итогам отопительного сезона обязана произвести корректировку платы за отопление, – подчеркнула Ольга Сергеева.
4. За чей счёт должно оплачиваться опломбирование индивидуальных приборов учёта?
Ответ на этот вопрос содержится в поставлении правительства РФ № 354. В соответствии с подпунктом «с» п.31 действия по вводу в эксплуатацию индивидуального прибора учёта являются обязанностью исполнителя коммунальных услуг и выполняются без взимания дополнительной платы. То есть платить за опломбирование жильцы не должны.
Ещё один вопрос связан с качеством выполнения работ по содержанию жилья:
5. Должны ли оплачиваться эти работы, если выполнены некачественно?
К сожалению, предъявить какие-либо претензии УК в данном случае очень сложно опять же по той причине, что стоимость услуг по этой строке не конкретизируется.
– В этой хитрой строке запрятаны многие расходы: и затраты на работы и услуги, выполненные непосредственно в доме, и зарплата работников УК, и оплата услуг Единого расчётного центра. А поскольку нет конкретизации, проверить информацию сложно, – отмечает член Комитета по защите прав собственников жилых помещений многоквартирных домов Екатеринбурга и член комиссии по развитию ЖКХ при Общественной палате Свердловской области Валерий Савосин.
В ответ на претензии жильцов УК может заявить, что средств на содержание дома не хватает, и предложить повысить плату по этой строке.
Сюжет
Анатомия квитанции
«ОГ» анализирует структуру счёта на оплату услуг ЖКХ.