Многодетным - в первую очередь

Министр Алексей Пьянков (второй слева) лично вручил жилищные сертификаты многодетным семьям посёлка Верхнее Дуброво. Фото Александра Зайцева.

Министр Алексей Пьянков (второй слева) лично вручил жилищные сертификаты многодетным семьям посёлка Верхнее Дуброво. Фото Александра Зайцева.

Всё больше свердловчан подают заявления на получение земельных участков под индивидуальное жилищное строительство. Об этом, а также о приватизации областной собственности и охране памятников истории и культуры в эксклюзивном интервью «ОГ» рассказал министр по управлению государственным имуществом Свердловской области Алексей Пьянков:

—Алексей Валерьевич, наши читатели, относящиеся к так называемым льготным категориям граждан, часто обращаются в редакцию с жалобами на волокиту со стороны местных властей с выделением им земельных участков под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС). Кому-то предлагают участки «на дальних выселках» без всяких инженерных коммуникаций. Кому-то советуют ждать неопределённое время: пока земля будет то ли выведена из сельхозоборота, то ли надлежащим образом документально оформлена. Почему такое происходит? Ведь есть майские указы Президента страны, есть распоряжение губернатора области…

—Право на получение гражданами однократно земельного участка под индивидуальное жилищное строительство было ещё в 2009 году включено в областной закон. Но когда эту норму принимали, не было чётко прописано, за счёт чего и как будет организовано её выполнение. Обязанность по предоставлению земли льготным категориям граждан возложена на муниципалитеты. Прежде чем предоставить индивидуальный участок, они обязаны провести большое количество подготовительных градостроительных мероприятий. Сегодня, ввиду дефицита земельных ресурсов у муниципальных образований, им приходится вовлекать в оборот земли сельскохозяйственного назначения, предварительно включая их в границы населённых пунктов. Сроки этих мероприятий иногда доходят до полугода. После этого органу местного самоуправления необходимо подготовить проект планировки территории, утвердить его на публичных слушаниях и только затем приступать к межеванию. То есть решение вопроса затягивается и на год. Зачастую муниципалитет, идя навстречу гражданам, не желающим ожидать подготовки более привлекательной территории, предлагает участки в уже подготовленных местах, пусть и несколько отдалённых, но это уже другой вопрос.

—Можете ли назвать муниципальные образования, в которых вопросы выделения участков льготникам решаются лучше? Какие территории области следует отнести к отстающим и по каким причинам?

—Наибольшее количество участков предоставлено в Нижнем Тагиле, Ирбите, Алапаевске, Камышлове. Аутсайдерами являются Арамильский городской округ, Верхняя Пышма, Заречный, Рефтинский, Ревда. Но упрекать местные власти я бы не стал. Зачастую у них просто отсутствует пригодный для предоставления земельный ресурс, а также денежные средства в муниципальном бюджете. Мы понимаем, что муниципалитетам справиться с этими задачами не то что сложно, а зачастую просто невозможно. Поэтому в 2012 году, заручившись поддержкой губернатора Евгения Владимировича Куйвашева, мы приняли решение переформатировать систему работы по предоставлению земельных участков льготным категориям граждан. Наше министерство активно включилось в эту работу. Мы стали в ручном режиме вести каждый земельный участок в каждом муниципальном образовании. Подготовили и согласовали отдельную программу, которая предусматривает выделение денежных средств на проведение межевания, землеустроительных работ, а также разработку градостроительной документации по крупным территориям, планируемым к предоставлению льготникам. Результат не заставил себя ждать. В 2013 году мы предоставили льготникам 2070 земельных участков. Из них больше половины — 1040 участков — многодетным семьям. Это превышает не только плановые показатели 2013 года, но и в 1,5 раза больше суммарного показателя за три предыдущих года. В 2014 году программа оказания содействия муниципальным образованиям продолжает действовать, охватывая 11 муниципальных образований.

—Но ведь в области более 90 муниципальных образований. Когда дойдёте до каждого из них?

—Благодаря программе уже в 2014 году планируется полностью ликвидировать очередь многодетных семей на получение участков под ИЖС в Белоярском и Кировградском городских округах. Надеюсь, что в 2014 году сможем ликвидировать очередь многодетных также в Дегтярске, в Волчанском и Верхотурском городских округах. Значительные объёмы земельных участков планируем предоставить в Берёзовском, Среднеуральске, Полевском, Верхней Пышме, Асбесте, Реже. Всего по области в 2014 году будет предоставлено не менее 2500 участков. Причём речь идёт о земельных участках, по которым не только выполнены землеустроительные работы, но и уже ведётся обустройство их инженерной инфраструктуры — проектирование дорог, систем энергоснабжения, водоснабжения.

—В какой срок, по-вашему, проблема получения земельных участков льготниками будет в нашей области решена полностью?

—Непростой вопрос. Возможность получить бесплатный земельный участок существует у большого количества льготных категорий граждан Свердловской области. Сегодня основной акцент президентом сделан на многодетные семьи. Но законом предусмотрены также льготы для пострадавших от радиационного воздействия, военнослужащих, инвалидов, одиноких родителей, молодых семей, ветеранов боевых действий и др. При этом динамика подачи заявлений достаточно высока. Граждане поверили государству и видят реальные действия в этом направлении. Чем больше предоставляется участков, тем больше людей идёт подавать заявления. В то же время мы уже смогли создать задел территорий для увеличения объёма предоставляемых участков в будущем.

—За счёт каких средств разрабатывается проектная документация и осуществляются землеустроительные работы на участках, предназначенных для выделения льготникам под ИЖС?

—В разных территориях разная схема финансирования. Но всегда мы принимаем активное и организационное, и методическое участие, а в ряде случаев напрямую финансируем эти работы в рамках наших областных программ или путём субсидирования муниципальных бюджетов. Там, где вообще нет денежных средств, мы помогаем решать вопросы о передаче в муниципальную собственность какой-либо недвижимости. Муниципалитет может её продать, чтобы вырученные деньги направить на обустройство той или иной территории.

—В новых районах массовой застройки, таких как Солнечный, Ново-Кольцово в Екатеринбурге, будут ли льготникам выделять участки под ИЖС? Есть ли сегодня у вас право требовать от застройщиков выделять такой-то процент земельных участков для льготников?

—Нет, сейчас это невозможно. На уровне федерального законодательства установлено, что органы государственной власти не вправе обязывать застройщика квотировать под что-либо земельные площади, в том числе выделенные для комплексного освоения больших территорий. При этом, положительная практика взаимодействия с социально ориентированными застройщиками у нас уже есть. Но такая инициатива должна исходить непосредственно от застройщика.

— Вы говорили о возможности использования на обустройстве территорий под застройку средств, полученных от продажи государственного и муниципального имущества. Как у нас выполняется план по приватизации областной собственности?

— Всё, что запланировано, выполняется. Правда, сейчас мы достаточно осторожно подходим к продаже акций птицефабрик. С одной стороны, это тысячи рабочих мест, с другой — продовольственная безопасность региона, а третий момент — сейчас не самый лучший период на рынке, характеризующийся достаточно низкой инвестиционной активностью. Продав акции именно сейчас, государство может получить не столь большие средства, на которые мы рассчитывали. Приватизация этих активов запланирована. Все необходимые мероприятия выполнены. Но мы пока не проводим аукционы, ждём улучшения ситуации на рынке. Продажа госимущества для нас — не самоцель.

—Вы недавно вернулись из рабочей поездки в Санкт-Петербург. Какова была цель этого визита?

—Прежде всего, нас интересовал наработанный в северной столице опыт по устранению несанкционированной рекламы с фасадов памятников. Все вывески, дорожные указатели там приведены в соответствие с требованием закона. Нам здесь есть над чем работать, и мы этот опыт обязательно используем у себя. Правда, в Санкт-Петербурге на ремонт фасадов, например, ежегодно выделяется порядка полутора миллиардов рублей, а у нас, к сожалению, возможностей таких нет. У нас на ремонт памятников выделяется около 300 миллионов рублей в целом на всю область, а не только на Екатеринбург. Хотя работ ведём много. В том же Верхотурье, например, мы не просто фасады ремонтируем, а серьёзную реконструкцию памятников осуществляем. Было интересно ознакомиться с тем, как правительство Санкт-Петербурга выстраивает взаимодействие с подрядными организациями при проведении реставрационных работ. На примере Аничкова дворца нам показали, как организована работа, как обеспечивается поэтапная реставрация. Этот опыт мы уже начали внедрять на реставрации некоторых объектов в нашем регионе. Какие-то нюансы будем использовать для включения в условия государственных контрактов. В Санкт-Петербурге сегодня работают более 50 крупных реставрационных компаний. Мы с некоторыми из них пообщались, попробуем их привлекать к участию в конкурсах на реставрацию памятников у нас на Урале. Потому что чем больше привлечём подрядных организаций, имеющих материальную и кадровую базу для этого, тем больше у нас будет уверенности, что работы они выполнят качественно и в срок. Хочу заметить, что и мы поделились с петербуржцами своим опытом отстаивания интересов государства в судах — здесь у нас практика наработана более богатая и нашим коллегам было полезно ознакомиться с ней.

—Муниципалитеты разве не занимаются этими вопросами?

—Муниципалитеты ремонтом памятников, к сожалению, практически не занимаются. Всё из-за того же отсутствия денежных средств.

—А кто по закону должен заниматься этим?

—Всё зависит от ведомственной принадлежности объекта культурного наследия. Если это частная собственность, то содержание памятника в надлежащем состоянии — это обязанность частного владельца. Мы сейчас начали активную деятельность по привлечению к ответственности владельцев, относящихся ненадлежащим образом к сохранности принадлежащих им памятников. Обязываем их через суд к выполнению ремонтно-реставрационных работ. Если памятник в муниципальной собственности, а у нас таких объектов тоже много, то, конечно же, муниципалитет обязан это делать. Но упрекать тот или иной муниципалитет в том, что он не финансирует работы, не хочу, потому что у местных властей масса других важных задач. Мы нигде не встречали нежелания выполнять эти работы. Просто действительно практически во всех муниципальных образованиях достаточных средств на это нет. Поэтому мы полагаем, что главная координирующая роль в этой работе принадлежит областному правительству, и держим на своём контроле эти объекты. Где-то помогаем найти спонсора, где-то пытаемся изыскать хотя бы небольшие средства, чтобы поддержать памятник в надлежащем виде.

—Алексей Валерьевич, в начале июня на заседании областного правительства вы говорили, что план рекреационной зоны вокруг недостроенной телебашни в Екатеринбурге будет готов уже до конца месяца. Как сейчас обстоят дела с решением этого вопроса?

—Я говорил, что до конца месяца будет принято решение по объектам социальной направленности, которые планируется разместить на территории, прилегающей к телебашне. План в первом приближении уже готов. Мы провели предпроектные консультации, и решение губернатора о том, что прилегающая к башне территория будет сохранена для целей рекреации, принято. Сейчас отрабатываются условия привлечения организации, которая займётся разработкой проекта.

—А с застройщиками вы уже определились?

—Нет, до этого пока ещё далеко. Сначала надо разработать проект планировки территории.

—Начнутся ли там уже в этом году работы?

—В этом году начнутся только подготовительные работы. Первым делом приведение в надлежащий вид самого ствола башни. Сейчас несколько крупных компаний ведут обсчёт смет. По результатам будем принимать решение о наличии или отсутствии у них возможностей для того, чтобы провести эти работы.

—У вас лично есть уверенность, что к началу чемпионата мира по футболу 2018 года знаменитый екатеринбургский долгострой будет завершён?

—Я думаю, что к этому сроку сам ствол башни мы обязательно приведём в порядок.

Сюжет

Майская система координат
Исполнение «майских указов» Президента в Свердловской области

Областная газета Свердловской области