Патриархальный быт деревни Вогулки на два десятка дворов не тревожат даже рейсовые автобусы. Так и проживает или доживает свой век населённый пункт в тридцати километрах от Шали. Тишиной и удалённостью и привлекла деревенька шалинца Сергея Попова. Обзавёлся участком на берегу одноимённой с деревней реки, построил там дом. И сначала думал отдохнуть здесь от житейских забот, но природная смекалка не отпускала — так Сергей и его напарник наладили в деревне производство черенков для инструментов, показав всем местным пример расторопности.
Индивидуальный предприниматель считает, что работу можно найти в самой, казалось бы, бесперспективной деревне. Главное, не лениться и уметь взглянуть на окружающую среду с прицелом на прок.
— Накосил прошлым летом вручную сена, несколько стожков поставил, — рассказывает Сергей Александрович. — Дождливая сенокосная пора выдалась, зевать некогда было. А мужики местные ко мне на поклон, дай, мол, сенца, скотину-то всё равно не держишь.
Так пришла идея заготовки кормов. Но её воплощению препятствовало то обстоятельство, что поля вокруг деревни заросли молодой порослью деревьев. Некогда эти угодья принадлежали одному подсобному хозяйству, но его постигла участь многих сельхозпроизводителей — почило в бозе. За полтора десятка лет запустения на пашнях и пастбищах вырос молодой лес. Земли эти не относятся к лесному фонду и сейчас, по сути, бесхозные. Впрочем, самих вогульчан это обстоятельство мало заботит — зато есть куда за грибами наведаться неподалёку. А вот у их новоявленного земляка появились на этот счёт другие планы.
Очистка полей дело хлопотное и затратное. Как возместить затраты? На дрова — мелковат лес, метёлки вязать — так спроса нет, их теперь из пластика стали делать. Выход, однако, нашёлся — черенки для лопат, грабель, вил. Дело оставалось за малым — воплотить задумку в жизнь. Правда, это оказалось более сложным, чем сама задумка. Требовалось помещение и как минимум три станка: обрезной, круглопалочный и торцовый. Под «черенковый цех» администрация посёлка Шамары, к которой относится деревня, выделила полуразвалившееся здание бывшего гаражного бокса. Обрезной и торцовый станки индивидуальный предприниматель и его помощник Григорий Перин смастерили сами. Хотя тем что нашлось в хозяйстве не обошлись, что-то пришлось прикупить — одна торцовая фреза 7 тысяч рублей стоит, но выгадали однозначно. За новые пришлось бы выложить полторы сотни тысяч, не меньше. Однако круглопалочный станок — из него квадратные бруски выходят круглыми — всё-таки пришлось приобрести за 60 тысяч.
Вложения Сергей Попов надеется окупить, ну и прибыль получить, само собой. Есть договорённость с торговыми точками в Екатеринбурге и Перми на реализацию черенков. Обычно спрос на них начинает расти с началом огородно-садового сезона, а он уже вот-вот начнётся. Так что надо успеть заготовить необходимые объёмы. Этим сейчас и занимаются предприниматели. Сначала выдвигаются на тракторе в лесок — благо ехать далеко не надо, напиливают телегу заготовок, потом возвращаются и приступают к изготовлению черенков. Отходы древесины используют как топливо для сушилки — без сушки черенки могут почернеть.
Работа кипит. А в перспективности своего дела бизнесмены не сомневаются — молодняка на полях хватит ещё как минимум лет на пять.
Сюжет
«Дело за малым»
Рассказываем о людях из небольших населённых пунктов, которые ведут свой маленький бизнес и стали незаменимыми для земляков.