Местная власть должна быть сильной

Политики, законодатели, общественники, учёные попытались взвесить «за» и «против»  реформы местного самоуправления во время дискуссии, состоявшейся в редакции «ОГ». Фото Станислава Савина.

Политики, законодатели, общественники, учёные попытались взвесить «за» и «против» реформы местного самоуправления во время дискуссии, состоявшейся в редакции «ОГ». Фото Станислава Савина.

Сильная. Независимая. Финансово состоятельная. Так, если вы помните, Президент Владимир Путин в своём Послании Федеральному Собранию охарактеризовал местную власть, и именно такой мы хотим её видеть. В Госдуму не так давно внесён законопроект, который предусматривает существенные поправки в «святая святых» местного самоуправления — 131-й федеральный закон.

Рекомендации и замечания стекаются сейчас со всех субъектов Федерации на уровень Государственной Думы. По всей стране организованы дискуссионные площадки, чтобы, как говорится, всем миром взвесить «за» и «против» предлагаемой инициативы. Одна из таких дискуссий с участием законодателей, учёных и общественников состоялась в редакции «ОГ».

94 + N

Если законопроект будет одобрен, то в Свердловской области могут появится ещё, как минимум, 15 муниципальных образований. В дополнение к нынешним 94-м. Почти год назад, в апреле, наша область вместе с другими регионами впервые отмечала новый праздник — День местного самоуправления. «ОГ» встретила эту дату полосной публикацией о хитросплетениях административно-территориального деления области («Муниципальная «паутина», 20 апреля 2013 года). Мы тогда обнаружили очень много любопытного: например, в Нижних Сергах сосуществуют две разные Думы и два разных главы, а Алапаевское муниципальное образование не имеет никакого отношения к Алапаевску.

Но даже несмотря на это, наша область на фоне соседних регионов в плане территориальной «нарезки» выглядит хорошистом. Всего 94 муниципальных образования против 895 башкирских и 461 курганского. «Сейчас наше местное самоуправление можно назвать самым эффективным в стране», — сказала нам тогда депутат областного Заксобрания Галина Артемьева. Разве нужно что-то менять?

Суть законопроекта

Наберитесь терпения: начинаются муниципальные хитросплетения. Предлагаемые изменения нашей области коснутся в меньшей степени, чем других субъектов. Дело в том, что в основной части регионов России преобладает деление на муниципальные районы. Им в законопроекте уделено много внимания, но у нас в области всего пять таких.

Коснутся ли изменения городов? Крупных — да. В которых есть внутреннее деление на городские районы. У нас таких только три — Екатеринбург (7), Нижний Тагил (3) и Каменск-Уральский (2).

Документ предлагает создание двух новых видов муниципальных образований. Это городской округ с внутригородским делением и внутригородской район. То есть, условно, будет ГО Екатеринбург и семь самостоятельных муниципалитетов — на базе сегодняшних семи городских районов. У каждого района — свои органы самоуправления, свой бюджет, своя Дума. Районных депутатов выберут всенародно, а затем некоторых из них делегируют в общегородскую Думу — по равному количеству. Из главных думцев будет выдвинут один — мэр.

И вот на этом моменте, как отметил заместитель председателя областного правительства Яков Силин, критики упорно не замечают слово «может», скромно фигурирующее в статье 10 законопроекта: «В городских округах местное самоуправление может осуществляться также на территориях внутригородских районов». То есть может и не осуществляться. Как хотите. Кстати, в тексте 18-страничного документа фраза «с учётом мнения населения» и «с согласия населения» упоминается десять раз. Это так, к сведению.

Депутат на душу населения

В том, что необходимость перемен назрела, уверена руководитель фракции «ЕР» в Заксобрании области Елена Чечунова: «Нам нужно максимально приблизить местную власть к народу. Чтобы, как образно заметил наш президент, люди могли буквально дотянуться рукой до власти. Посмотрите, сколько жителей у нас приходится на одного депутата в крупных городах. В Екатеринбурге — около 60 тысяч избирателей на одного парламентария! Мне приходилось работать в системе органов местного самоуправления, когда были районные депутаты. Так это были жители с соседних улиц, их знали все. И если из крана у нас текла ржавая вода, так она и у этого депутата была такая же. Общность депутатского корпуса и жителей — это одна из основных идей, которая в данном законопроекте заложена».

С этим мнением согласился другой участник «круглого стола» директор уральского института регионального Законодательства Николай Воронин. По его словам, за десять лет работы 131-го ФЗ избавиться от несовершенств, в том числе правовых, не удалось. «Есть нагрузка на муниципалитеты несвойственными им полномочиями, которые отвлекают от конкретных жизненных проблем населения. Новый законопроект предлагает это исправить».

Кстати, за десять лет полномочия муниципалитетов в России выросли в среднем в два раза (стоит ли говорить о финансах?). «Нам нужна полная инвентаризация местных задач», — отметила Галина Артемьева.

Право выбора

Отмена прямых выборов. Как только законопроект стал доступным для обсуждения, информационные ленты одна за другой подхватили тему антиконституционных инициатив и урезания гражданских свобод. Как нам рассказали в областном Избиркоме, сегодня в Свердловской области 20 муниципалитетов выбирают своих глав из числа депутатов (Североуральск — свежий пример). И делают это давно. Пока информации о том, что кого-то в чём-то сильно урезали, с мест не поступало. Важно вот что: на самом низком, близком населению уровне — во всех сельских и городских поселениях области — только прямые выборы глав. То же самое предполагается осуществлять во внутригородских самостоятельных районах. Думайте, кого выбирать, отмечают участники дискуссии. (Кстати, вы со своим депутатом знакомы?)

Ещё почитаем

Предлагаемые поправки в закон пока вызывают массу вопросов. Как, к примеру, будут выстраиваться межбюджетные отношения, если возникнет новый тип районной казны? Появятся ли на местах новые налоги (очень больная тема для муниципалов) и будут ли меняться бюджетный и налоговый кодексы? Будет ли раздут штат управленцев? «Законопроект ко второму чтению, безусловно, надо доработать, — считает секретарь регионального отделения «ЕР» Виктор Шептий. — Самое главное, в чём должна быть ясность, — когда и как будут назначаться выборы. Никто не говорит о том, что мы слепо поддерживаем эту концепцию. Изменения не бесспорны. Пока — это первый шаг, но шаг в нужном направлении. Мы дискутируем и надеемся, что наши предложения будут учтены».

Парламентские слушания по законопроекту запланированы на 11 апреля в Москве, только после них состоится первое чтение.

Кстати

Интересной мыслью с нами поделилась Елена Чечунова: «Знаете, чего нам не хватает? Обратной связи. Мы-то законопроект обсудили. А что о нём думают, например, читатели «Областной газеты»?»

Отзывы

можно присылать на электронный ящик alevtina@oblgazeta.ru или звонить по телефону: (343) 262–70–05

Главы о главном

Михаил АСТАХОВ, глава Каменска-Уральского:

— Идея приблизить муниципальную власть к людям была высказана в декабре прошлого года. Если кратко, то прямые выборы депутатов предлагается проводить только в поселениях и внутригородских районах. Иначе говоря, это децентрализация власти в городских округах.

Мы с главами, членами Ассоциации «Совет муниципальных образований Свердловской области», с депутатами Законодательного Собрания эту идею прорабатывали. Дискуссии были жаркими.

Позиция глав: двухуровневая система самоуправления эффективна для крупных муниципальных образований, где четыре и более районов. На пользу ли она средним городам с населением от 100 до 400 тысяч человек? Я имею в виду Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Первоуральск с их единой системой городского хозяйства и отсутствием у районов хотя бы мало-мальского бюджета. Чиновников станет ещё больше, управляемость территорией ухудшится. Сегодня местное сообщество поляризовано, это тоже нужно учитывать. Поэтому мы предложили законодателям рассматривать внутригородской тип муниципального образования только для столиц, административного центра региона или республики.

Евгений РОЙЗМАН, глава Екатеринбурга:

— Действующая система управления городами действительно требует изменений. Во-первых, одной из тенденций реформирования управления в нашей стране за последнее десятилетие стала централизация бюджетных средств с последующим их перераспределением через межбюджетные трансферты. То есть собираемые на территории городов в виде налогов деньги отправляются в центр и в регионы, а там уже смотрят, сколько дать обратно.

Во-вторых, в настоящее время и города-миллионники, и города, население которых может быть в десятки раз меньше, относятся к городским округам. Для всех городских округов устанавливаются одни и те же вопросы местного значения, полномочия и источники доходов бюджетов. При этом все понимают, что большие города — это точки роста экономики страны, здесь закладывается будущее. От инвестиционной привлекательности столицы субъекта зависит инвестиционный климат региона.

Областная газета Свердловской области