Шахматы остановлены, а вопросы остаются: FIDE критикуют за турнир претендентов

Шахматы

В Екатеринбурге сыграли семь туров. Запланировано было 14. Фото: Галина Соловьёва

Турнир претендентов по шахматам был остановлен в Екатеринбурге 25 марта. Шахматисты сыграли половину – семь туров из четырнадцати запланированных. Все иностранные участники уже покинули Россию, а Международная шахматная федерация (FIDE) пообещала, что партии будут доиграны в 2020 году. Однако споры вокруг организационный части только разгораются…

Нужно ли было вообще начинать турнир претендентов в столь сложный период? Пожалуй, главный вопрос к FIDE сейчас именно такой.

Шахматы до последнего момента были единственным крупным международным событием на территории нашей страны и, наверное, всей Европы. 16 марта Министерство спорта РФ призвало отменить все международные старты в государстве. Формально турнир начался за день до этого.

При этом, стоит сказать, что организаторы приняли серьёзные меры безопасности. Всех участников, судей, официальных лиц проверяли на коронавирус. Зрителей ни в каком формате не пустили даже близко к гроссмейстерам, журналистов – только в первый день. Средств защиты было достаточно. В последние дни шахматисты не контактировали ни с кем, кроме своих оппонентов и огкомитета. Всех проверяли несколько раз в день, тесты на сам вирус все также сдавали. Как бы было неловко, но пресса и зрители понимали – здоровье важнее.

Сами участники по-разному реагировали на происходящее. Так, например, Александр Грищук несколько раз отмечал, что в таких условиях ему играть сложно. Ещё несколько гроссмейстеров высказывались о, скорее, психологическом давлении. С другой стороны, FIDE перед началом турнира предупреждало участников: отмена возможна. И, думается, почти все это понимали.

И что теперь? FIDE призывают извиниться перед участниками, результаты игр тут же рассматриваются через призму психологического давления.

Ситуация ещё осложнилась тем, что один из восьми гроссмейстеров – Теймур Раджабов – ещё до начала турнира отказался от участия из-за опасности для своего здоровья. На его место (по регламенту FIDE) был приглашён Максим Вашье-Лаграв, который на перерыв ушёл лидером. Теперь азербайджанская сторона просит пересмотреть вопрос участия Раджабова и включить его в дальнейшую турнирную сетку.

Максим Вашье-Лаграв
Максим Вашье-Лаграв имеет в активе 4,5 очка Фото: Галина Соловьёва

С Теймуром вопрос, конечно, сложный, и FIDE ещё предстоит разобраться с ним и не думаю, что нам, журналистам, надо сейчас вмешиваться в эту непростую ситуацию.

Искать виноватых многим по душе, но текущая ситуация очень похожа на классическое размахивание кулаками после драки. С учётом того, что «драка», в общем, состоялась.

Шахматисты испытывали психологическое давление, это безусловно. Но профессиональные гроссмейстеры, равно как и другие спортсмены, испытывают давление всегда. И дело тут далеко не в коронавирусе. Это часть их работы и известно, что умение справляться с подобными вызовами – как раз отличает атлета от обычного человека.

Кроме того, шахматы – один из немногих видов, где игроки изолированы от других. Даже если отбросить нынешнюю ситуацию, то, например, на самом матче за мировую шахматную корону два участника играют за стеклом и без всяких зрителей в ближайшей окружности. Они также мало с кем-либо общаются, лишены бесконечных интервью и встреч.

На турнире претендентов, напомним, все остались здоровы и когда стартовал первый игровой день, в области даже не было ни одного подтверждённого случая.

Ну, а смотреть на «странные» результаты игр под призмой вируса? Не выигрывают потенциальные лидеры? Допустим. Но ещё перед началом, например, Анатолий Карповговорил – у всех есть шансы. Не выигрывает Каруана и сразу виноват вирус? Когда в 2016-м Сергей Карякин неожиданно для всех этот самый турнир выиграл, никто и близко подобные теории не выдвигал.

Критика в адрес организаторов дошла и до самого шахматного короля – действующего чемпиона мира по шахматам Магнуса Карлсена. Он, к слову, поддержал организаторов турнира претендентов в Екатеринбурге.

– Очевидно, что сложившаяся ситуация хаотична, а все, кто изначально призывали отложить турнир теперь скажут: «Я же говорил». Но я считаю, что организаторы попробовали и сделали всё, что было в их силах, но сейчас всё это стало невозможно, – цитирует пресс-служба FIDE Карлсена. – Даже семь сыгранных туров имеют свою ценность. Мы, по крайней мере, попытались.

Теперь остаётся вопрос – когда будут доиграны семь остальных туров. Понятно, что подобная пауза скажется на подготовке и результатах, но сейчас в подобных условиях находится большинство спортсменов в мире и шахматисты, увы, не стали исключением.

FIDE рискнула насколько это было возможно. И вряд ли бы федерация реально поставила под угрозу чьи-то жизни ради результатов. Этого, как вы видим, в итоге не произошло.

На вынужденный перерыв гроссмейстеры уходят в следующем турнирном положении: 1–2 места: Максим Вашье-Лаграв, Ян Непомнящий – по 4,5 очка. 3–6 места: Фабиано Каруана, Аниш Гири, Ван Хао, Александр Грищук – по 3,5. И последние два места – Дин Лижэнь, Кирилл Алексеенко – по 2,5.

Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».

Сюжет

Турнир претендентов на Урале
Всё о Турнире претендентов по шахматам, который определит соперника действующего чемпиона мира.

Областная газета Свердловской области