Киберспорт признан. На очереди литробол

  • Опубликовано в №103 от 10.06.2016

Министр спорта России Виталий Мутко подписал приказ о включении компьютерного спорта во Всероссийский реестр видов спорта.

Строго говоря, киберспорт – не новичок в ряду официально признанных в России спортивных дисциплин. Более того, ещё в 2001 году наша стана стала первой в мире, наделившей его таким статусом – соответствующее распоряжение подписал тогда глава Госкомспорта Павел Рожков. Спустя три года спортивная власть в стране перешла к Федеральному агентству по физической культуре и спорту во главе с Вячеславом Фетисовым, тогда же появился Всероссийский реестр видов спорта, куда прославленный в прошлом хоккеист включил и виртуальные игры. Однако в 2006 году киберспорт из реестра исключили, потому как он не соответствовал формальным требованиям, среди которых развитие в более чем половине субъектов Российской Федерации и наличие зарегистрированного в установленном порядке общероссийского физкультурно-спортивного объединения.

Очередное признание киберспорта оживило вечную дискуссию о том, что вообще есть спорт и можно ли считать спортом шахматы или фигурное катание, не говоря уже про компьютерные игры. И почему, с другой стороны, не считается спортом покер или парикмахерское искусство, по которому тоже проходят чемпионаты. Определений спорта существует множество, в том числе и такие, которые подразумевают сопоставление не только физических, но и интеллектуальных способностей. Пусть так. Но вот давайте зададимся простым вопросом. Какое государство возьмёт верх в гипотетическом военном конфликте – то, где среди молодёжи популярны фитнес-клубы и единоборства, или то, где в почёте заслуженные мастера спорта по компьютерной игре Dota2?

Не спорю, в детстве, когда компьютеры были разве что в фантастических книжках, у нас тоже была своя игровая зависимость – мы гоняли во дворе футбольный мяч с раннего утра и до тех пор, пока этот мяч можно было разглядеть в темноте. Но пользы от этого было куда больше, чем от покорения виртуальной реальности. Да и вреда никакого – кроме разве что для не­удачно подвернувшихся окон соседних домов. Теперь же получится какой-то абсурд – спортивные ведомства теперь будут отчитываться о росте числа занимающихся спортом, на законных основаниях включая в их число и тех, кто сутки напролёт играет в Heroes of Warcraft. Сама суть спорта как активного здорового образа жизни извращена.

На сайте Федерации компьютерного спорта утверждается, что виртуальными играми занимается 0,5 процента населения. То есть получается, что в России, по грубым прикидкам, порядка 730 тысяч киберспортсменов, а в отдельно взятой Свердловской области – 21–22 тысячи. Два месяца назад «ОГ» писала о том, какие виды спорта наиболее популярны в Свердловской области. Так вот, получается, по количеству занимающихся киберспорт мог бы занять в этом рейтинге восьмое-девятое место после футбола (56 480), фитнес-аэробики (55 843), плавания (48 672), волейбола (44 147), баскетбола (41 462), лёгкой атлетики (36 971) и лыжных гонок (34 731). Где-то наравне со спортивным туризмом (22 290), оставив далеко позади настольный теннис, хоккей, шахматы и бокс.

Впору процитировать популярного некогда классика – «формально правильно, а по сути издевательство». Ведь всё последнее время детские тренеры, родители, да и все неравнодушные люди били в набат – юное поколение всё чаще предпочитает спорту, физкультуре, любой двигательной активности круглосуточное сидение у компьютера. Некоторые учёные считают, что зависимость от компьютерных игр сродни зависимости от алкоголя или наркотиков. И хотя в Международную классификацию болезней такое заболевание пока не включено, в ряде стран уже созданы медицинские учреждения для помощи страдающим от компьютерной зависимости, следствием которой считают и проблемы с интеллектом. Многие профессиональные спортсмены высокого уровня и сейчас не очень хорошо ориентируются в реальной жизни, а что в ней будут делать те, кто лучше других умеет побеждать виртуального соперника?

Раз уж киберспорт в очередной раз признан спортом, то, видимо, следующим шагом логично будет признать такую популярную в нашей стране забаву, как литробол. Тут уж мы будем если не впереди планеты всей, то среди лидеров – точно. Лично знаю с десяток потенциальных мастеров спорта и пару «международников».

Мнение: получается, что игроманы теперь тоже будут спортсменами

Илья Яговитин, вице-президент федерации кикбоксинга Свердловской области, заслуженный тренер России, судья международной категории:

– Мне бы не хотелось выступать в резкой оппозиции к решениям российского министерства спорта, но включение компьютерных игр во Всероссийский реестр видов спорта – это, на мой взгляд, спорное решение. По-моему, это игрушка, а не вид спорта. Наверное, продвинутые пользователи скажут, что и в киберспорте надо усердно трудиться, развивать координацию, внимательность, иметь феноменальные реакцию и память. Да, возможно, они правы, но это же какая-то подмена основополагающих понятий. Беда нашего времени как раз в том, что дети занятиям спортом, физической активности предпочитают компьютерные игры, а получается, что игроманы теперь тоже станут спортсменами и будут получать спортивные звания наравне с другими. Есть виды спорта, связанные с физической культурой, военно-прикладные, даже традиционные спортивные игры помогают людям поддерживать себя в хорошей физической форме. Но компьютерные игры – это всё-таки баловство. Думаю, что не я первый, не я последний, кто так считает

Областная газета Свердловской области