- Опубликовано в №618–619 от 12.12.2013
12 декабря 1968 года в Москве команда-середняк из Свердловска нанесла сокрушительное поражение со счётом 6:0 столичному ЦСКА. Армейцы на тот момент были 14-кратными чемпионами СССР и базовым клубом непобедимой сборной СССР. Просто обыграть их — и то было подвигом, а уж всухую, да с таким разрывом, да ещё на их площадке — это считалось непосильной задачей даже для канадских профессионалов! Неудивительно, что тот матч сразу же стал легендой и остался таковым до нашего времени, хотя нет уже ни чемпионата СССР, ни самого «Автомобилиста». (Нынешний «Автомобилист» был создан в 2006 году, когда старый «Автомобилист», переименованный к тому времени в «Динамо-Энергию», доживал свои последние месяцы).
«Разумеется, счёт не отражал истинного соотношения сил, — вспоминал позже второй тренер свердловской команды Владимир Шумков. — Наши выглядели очень хорошо и уже к первому перерыву повели 2:0, но игра всё время проходила в зоне «Автомобилиста». Мне казалось, что стоит ЦСКА отквитать один гол, и сказка закончится. Но армейцы так и не забили. Витя Пучков (вратарь «Автомобилиста» — прим. «ОГ») брал всё подряд, к тому же армейцам фантастически не везло. Зато мы использовали все свои моменты и довели дело до разгрома».
Как такое могло произойти — гадала вся страна. Самой популярной версией была такая: хоккеисты ЦСКА вышли на лёд с глубочайшего похмелья (за два дня до игры тренеру москвичей Анатолию Тарасову исполнилось 50 лет). Но сами армейцы «пьяную версию» категорически отвергают.
— Да не напивались мы! — возмущался в одном из своих недавних интервью форвард ЦСКА Борис Михайлов. — Проиграли так крупно, потому что это просто был не наш день. В атаке мало что получалось, а соперник наоборот поймал кураж. А уж что вытворял вратарь «Автомобилиста»! Стою, помню, перед пустым углом ворот, бросаю, а лежащий в стороне Пучков каким-то невероятным образом поднимает руку, и шайба залетает в ловушку… На следующий день Тарасов устроил нам утром зарядку в ужесточённом режиме. Да мы и сами всё понимали. В ближайшем поединке отвели душу на «Крыльях Советов»…
Сейчас невероятное фиаско фаворитов иногда объясняют тем, что они играли не сильнейшим составом: указывают, в частности, на отсутствие в воротах ЦСКА Владислава Третьяка… На самом деле, согласно протоколу игры, на лёд в тот день вышли все лидеры ЦСКА: Фирсов, Харламов, Рагулин, Кузькин, Лутченко… А Третьяк не играл потому, что он тогда был ещё очень юн и считался в команде только четвёртым (!) голкипером.
Телевидение матч ЦСКА — «Автомобилист» не показывало. Но был радиорепортаж по «Маяку» — о последних десяти минутах встречи («Маяк» почти всегда транслировали только концовки матчей). Комментировал поединок Владимир Писаревский.
— Моя кабина располагалась за воротами — она была встроена в табло, — вспоминал он впоследствии. — После первого периода гости были впереди 2:0, и Тарасов постоянно бегал вдоль лавки: подсаживался то к одному игроку, то к другому. Но все было тщетно. А когда в самом начале последнего периода «Автомобилист» за три минуты забил три гола, Анатолий Владимирович успокоился и до сирены стоял молча.
Все шесть шайб в ворота ЦСКА забросили хоккеисты одного звена, в котором играла пара защитников Александр Язовских — Виктор Кузнецов (1 гол) и тройка нападающих Юрий Коковин (1) — Александр Елистратов (2) — Рим Мендубаев (2).
После игры в раздевалку «Автомобилиста» зашёл Анатолий Тарасов. «Молодцы, здорово сыграли! — сказал он уральцам. И с грустью добавил: — А вот мои засранцы… Поздравили, называется, с юбилеем». Тарасов махнул рукой и двинулся к дверям. А Сергей Митин (старший тренер «Автомобилиста») то ли в шутку, то ли всерьёз почему-то стал оправдываться: дескать, мы сами не хотели…
После поединка с ЦСКА «Автомобилист» остался в Москве — ему предстояло сыграть в столице ещё два матча (они, кстати, состоялись на открытом воздухе и собрали огромную — даже по сегодняшним меркам — аудиторию — 12 и 13 тысяч соответственно). На следующий день после победы над армейцами министр автомобильного транспорта РСФСР переселил свердловчан в более комфортабельную гостиницу, пригласил всю команду отобедать у себя на даче и подарил каждому хоккеисту по транзистору.
Разгром чемпионов, который никто не видел, произвёл сильное впечатление и на главного болельщика страны — генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева. Он даже распорядился организовать (разумеется, «по многочисленным просьбам трудящихся») трансляцию ответного матча этих команд. В Свердловске тогда ещё не было крытого дворца, и «Автомобилист» проводил домашние игры на открытом катке. Это создавало массу технических проблем, но их так или иначе разрешили, и матч показали. Старания, впрочем, оказались напрасными — второй сенсации не состоялось: ЦСКА учинил хозяевам разгром, правда, чуть более скромный — 6:1…
В чемпионате СССР 1968–1969 годов ЦСКА занял второе место, а наша команда — пятое. Для свердловских хоккеистов это до сих пор лучший результат в истории.
«Автомобилист» и потом, бывало, одерживал громкие победы. Например, в 1977 году он разгромил (и тоже в Москве) столичный «Спартак» с ещё более крупным счётом — 9:1. Но с сухой победой над ЦСКА ничто, конечно, сравниться не может. Недавно один мой приятель так объяснил всесоюзный шок от того матча молодому болельщику, более любящему футбол: «Понимаешь, это как если бы сейчас наш «Урал» забил три безответных гола «Баварии». В Мюнхене. Представляешь?»