- Опубликовано в №281-282 от 17.07.2012 под заголовком «Исчезнувшая могила»
10 любопытных фактов о Кристапе Вейланде-Шульце, его борьбе и месте захоронения
1. Первым видом спорта, которым занялся крестьянский сын Кристап Вейланд, едва приехав на заработки в Ригу, было поднятие тяжестей. Но известный в те годы спортсмен Иван Романов, занимавшийся вместе с новичком во «Втором атлетическом обществе», посоветовал ему поменять специализацию: «Руки у тебя длинные, трудно тянут вес вверх... А для сильного борца у тебя всё есть». Вейланду тогда было 20 лет. Уже через год на турнире в Риге он завоевал свою первую борцовскую награду.
2. В начале ХХ века французская (а в современных терминах — классическая или греко-римская) борьба была любимым зрелищем россиян. Турниры собирали огромное количество зрителей, а сильнейшие атлеты были популярны даже поболее, чем сейчас, например, Андрей Аршавин или Николай Валуев. Легендарный Иван Поддубный был как раз представителем французской борьбы, который выступал в самой престижной — тяжёлой — весовой категории.
3. Французскую борьбу тогда нередко называли и цирковой. Прежде всего потому, что турниры обычно проходили в цирках (в те времена они были, как правило, самыми вместительными залами в городе; кроме того, мягкое покрытие арены спасало борцов от ушибов и травм, а круглый цирковой амфитеатр наиболее удобен для восприятия всех тонкостей борцовских схваток).
Но был у этого названия и второй смысл: в начале ХХ века борьба нередко действительно была «цирком» — тогдашние промоутеры заранее договаривались с соперниками, кто должен победить, и примерно расписывали ход поединка.
4. В нашей стране даже людям, далеким от спорта, известна (хотя бы в общих чертах) история о борцовских турнирах, проходивших в Гамбурге. Якобы раз в год сильнейшие атлеты Европы съезжались в этой немецкий город и в глухом трактире за закрытыми шторами определяли, кто же из них на самом деле сильнейший. Результаты соревнований держались втайне от посторонних, но сами-то борцы узнавали, «кто есть кто». Делалось это для того, чтобы не потерять истинных ориентиров в профессии, не «исхалтуриться».
О традиции мир узнал от советского писателя Виктора Шкловского, выпустившего в 1928 году сборник, который так и назывался «Гамбургский счёт». Фраза в нашей стране мгновенно стала крылатой, но вот ни один из реальных борцов (даже самых знаменитых, которые никак не могли миновать турниров в Гамбурге) историю эту не подтверждал. В конце концов Шкловский, прижатый к барьеру, признал: не было ничего подобного. Всё это он выдумал.
5. Турнир, где борьба шла «по гамбургскому счёту», то есть без всяких подковёрных игр, всё-таки существовал. Но проходил он не в Гамбурге за закрытыми дверями, а в Париже при невероятном стечении публики. На рубеже XIX и XX веков в столице Франции проводились полноценные чемпионаты мира среди профессионалов. Правда, Кристап Вейланд в Париже никогда не выступал. А вот Иван Поддубный выиграл там три турнира — в 1905,1906 и 1908 годах.
6. Когда в 1908 году
7. Говоря о достижениях Вейланда-Шульца, непременно вспоминают о том, что он был семикратным чемпионом мира. Но это утверждение, мягко говоря, натяжка. В списках победителей первенств планеты — ни любительских (en.wikipedia.org/wiki/FILA_Wrestling_World_Championships), ни профессиональных (lachi1.narod.ru/z1-glavnaja-profi.html) — фамилия Вейланда не значится. Семь его чемпионств — это победы в семи турнирах, которые, конечно, были очень представительными, но чемпионатами мира назывались только из рекламных соображений. Увы...
8. Работодатель Вейланда — эстонец Георг Лурих — был не только великим борцом, но и великим дельцом. Он владел собственной борцовской «командой», с которой разъезжал по городам Российской империи и в каждом из них устраивал «чемпионат мира». Задолго до «Ласкового мая» Лурих додумался разбивать свою труппу на две-три части, которые одновременно выступали в разных городах, что прямо пропорционально увеличивало доход концессии.
9. Кристап Вейланд-Шульц был своеобразным секс-символом своего времени. Два года подряд (в
10. Во всех «мемориальных» материалах о Вейланде-Шульце (то есть написанных после его смерти), указывается, что атлет похоронен на Широкореченском кладбище Екатеринбурга. «ОГ» отправилась туда, чтобы сфотографировать могилу легендарного циркача и спортсмена. Однако оказалось, что в архивах кладбища записи о таком захоронении нет...
Французские «договорняки»: как это делалось (воспоминания очевидца)
— Однажды в Житомире после представления я задержался в цирке — мне необходимо было привести в порядок свой реквизит. Работы оказалось больше чем достаточно, и я задержался далеко за полночь. Вдруг до моего слуха донеслись голоса. Я подошел к форгангу и заглянул через занавес в цирк.
На барьере сидел директор цирка, рядом — Вейланд-Шульц и Дядя Ваня (Иван Лебедев — один из главных промоутеров французской борьбы в России, человек, придумавший начинать цирковые представления фразой «Парад, алле!»; последние годы жизни тоже провёл в Свердловске, одно время они с Вейландом-Шульцем даже работали вместе – тренерами на Свердловской железной дороге – прим. «ОГ »). С ними был еще один человек — видимо, тоже борец. Тусклый керосиновый фонарь освещал их. Очевидно, у них был очень важный разговор. Я находился далеко и не мог слышать, о чём они говорили.
Но вот они достали рулетку и начали мерить барьер. Окончив обмер, к моему удивлению, они достали пилу и начали пилить барьер. Подпили одну сторону и примерно через метр начали пилить другую сторону…
На следующий день была назначена решительная схватка до результата между Шульцем и Красной Маской. (В те годы в чемпионатах французской борьбы участвовали борцы, выступавшие под разными масками — Маска Смерти, Маска Динамо, Черная, Красная и даже Золотая Маска… Это очень интриговало зрителей.)
Шульц был одним из лучших борцов, и публика его очень любила. А Красная Маска побеждал всех борцов, так что встреча вызывала большой интерес. Зрители болели за Шульца, к тому же сообщили, что если он победит, то любопытство зрителей будет удовлетворено — борец снимет маску и откроет свое лицо, назовёт свою фамилию. Я не стану описывать поединок, но скажу, что он был очень красив.
Но вот Шульц схватил Красную Маску на приём — задний мост.
Маска попыталась освободиться. Шульц держал его очень крепко.
Тогда Маска решает убежать с ковра и ухватилась за барьер двумя руками. Шульц изо всех сил потянул противника обратно в манеж и вдруг… вырывается кусок барьера. Шульц по инерции летит назад и падает на ковер на обе лопатки. Красная Маска лежит на нём, а сверху Маски огромный кусок барьера.
Дядя Ваня фиксирует победу Красной Маски. Естественно, Шульц возражает. В цирке начинается шум и гам. Зрители кричат, что это случайность, что считать победу Красной Маски нельзя. Дядя Ваня успокаивает зрителей и говорит, что если Красная Маска согласится, то можно назначить матч-реванш.
Красная Маска соглашается. Публика в восторге…
Яков Шехтман , цирковой артист