- Опубликовано в №237 от 23.12.2015
В российском Минобороны заявили, что чёрный ящик Су-24, сбитого турками в Сирии, сильно пострадал: 13 из 16 микросхем энергонезависимой памяти разрушены, три микросхемы повреждены. Это затрудняет расшифровку данных. Мы узнали у уральских учёных, реально ли вообще вытащить информацию с повреждённого бортового самописца.
Справка «ОГ»
Первый бортовой самописец был создан в 1939 году во Франции. Он записывал основные параметры полёта и представлял из себя многоканальный осциллограф в чёрном корпусе — отсюда и пошло название «чёрный ящик». С 1947 года бортовые самописцы были запущены в серийное производство В обязательном порядке оснащать все пассажирские самолеты бортовыми самописцами стали лишь в 1960 году в Австралии, и лишь потом этому примеру последовали другие страны. Позже появились самописцы, которые записывали параметры полёта и звук на проволочный носитель. С 2016 года их запрещено ставить на самолёты. Сейчас информация записывается на карты памяти типа «флеш» (flash), длительность записи — до 32 часов. Цвет чёрных ящиков давно стал оранжевым — чтобы легче было обнаружить устройство при ЧП.
Сергей Поршнев, завкафедрой радиоэлектроники информационных систем Института радиоэлектроники информационных технологий УрФУ, профессор, доктор технических наук:
— Теоретически достать информацию из разрушенной микросхемы можно. В случае с чёрным ящиком сбитого российского Су-24М теплится единственная надежда на то, что тот физический носитель, на который записывается информация, остался цел и его можно будет оживить. Для этого надо вытащить кристалл из микросхемы, поставить его в работающую микросхему и попытаться считать информацию, если там что-то осталось. Других вариантов нет. Самая большая сложность в том, что непонятно, что осталось от кристалла, и осталось ли что-то, ведь вся электроника, которая обеспечивала запись, разрушена.
Владимир Неверов, старший научный сотрудник Института физики металлов УрО РАН, кандидат физико-математических наук:
— Получится или нет вытащить информацию из бортового самописца, зависит от того, насколько сильно разрушены микросхемы. Если они повреждены полностью, то сделать это невозможно, а если только частично, то шанс есть. Как я понимаю, сейчас эксперты будут тщательно исследовать кристаллы микросхем, зондировать их и сопоставлять полученные данные с имеющимися у них схемами, чтобы понять, в каком состоянии эти кристаллы. Проблема ещё в том, что никто не знает, какую именно информацию получится оттуда достать, это может быть совсем небольшой отрезок полёта российского бомбардировщика, и хорошо, если последние минуты, а не первые.
Юрий Саламатов, кандидат физико-математических наук, председатель Совета молодых учёных Института физики металлов УрО РАН:
— Я имею некоторое отношение к авиации, поэтому готов поделиться своим мнением. Чёрный ящик — прибор, который можно сравнить с компьютером. Он записывает на микросхемы показатели систем самолета, параметры движения, переговоры экипажа. Микросхемы помещены в коробку с прочными многослойными стенками, способную выдержать мощные удары и высочайшие температуры, не повредиться при падении в воду. Это очень выносливая система, почти неуязвимая. Почему чёрный ящик сбитого Су-24 оказался повреждён? Вероятно, самолёт был сбит ракетой, и ударила она именно в то место, где расположен чёрный ящик.
Даже если в исправном состоянии осталась только одна микросхема, если она не выгорела, не разломалась и если действительно это микросхема модуля памяти, а не какой-то вспомогательный контроллер, на котором нет данных, она будет хранить данные вечно. По крайней мере до тех пор, пока не попадёт в зону воздействия очень высоких температур или сильного магнитного поля, способного разрушить ячейки памяти. Вытащить данные с такой микросхемы трудно, но возможно. Её нужно подцепить к контроллеру памяти, и с помощью определённых компьютерных операций считать информацию. Я почти на сто процентов уверен, что это уже сделали. Возможно, расшифровали не всю информацию, но большую часть, достаточную для понимания причин катастрофы. Но поскольку это международный конфликт, допускаю, что из политических соображений нам не раскрыли все подробности трагедии.
Сюжет
Учёный совет
Раз в неделю на страницах «ОГ» уральские учёные обсуждают проблемы высшей школы, события в области науки, а также причины и последствия происходящих в мире изменений - от глобального потепления до эволюции человека.