В праздник Крещения митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл посетил возрождающийся Боголюбский женский монастырь в селе Сарсы-Вторые, что под Красноуфимском. Владыка отслужил в обители Божественную литургию и освятил воду в святом источнике, который не так давно обустроили для паломников. Вместе с верующими в одном из старейших монастырей Среднего Урала побывал корреспондент «Областной газеты».
Дорога от Екатеринбурга до Боголюбского монастыря занимает четыре часа. Несмотря на это, почти триста километров по автодороге пролетают незаметно: могучие леса за окном машины плавно переходят в горные хребты, вдоль которых разбросаны башкирские и марийские деревни. В одной из них — Сарсах-Вторых — в 1896 году и была основана святая обитель.
На тот момент, по общероссийской переписи населения 1897 года, из 605 жителей посёлка православных было 101. Чтобы просвещать христианством местных жителей, сюда пригласили очень харизматичного и яркого миссионера из Ярославской епархии архимандрита Зосиму (Рашкина), в миру Дмитрия. Старец родился в 1840 году в Черниговской губернии. В своей автобиографии он намекал на то, что был незаконно рождён от цесаревича Александра Николаевича Романова, будущего императора Александра II, и еврейской девушки, с которой царь познакомился в Чернигове. После обучения в военном училище и недолгой службы в армии он принял решение уйти в монастырь, и в 1870 году его постригли в монахи.
– На уральскую землю архимандрит Зосима прибыл осенью 1895 года, – рассказывает экскурсовод паломнического отдела Екатеринбургской епархии Наталья Ванькова. – И уже через девять месяцев он основал Боголюбский женский монастырь на горе рядом с селом Сарсы-Вторые. Здесь под горой стоял храм в честь Бориса и Глеба, вокруг этой церкви старец начинает обустраивать монастырь и строит Боголюбский храм. Каждую неделю к нему приходило до 600 человек. В 1900 году в обители было 90 насельниц, а 16 лет спустя уже 210 — 38 монахинь и 172 послушницы. Они жили в огромном сестринском корпусе, выращивали пшеницу и держали скотный двор. При обители работала школа, где грамоте и русскому языку обучалось более двухсот детей-иноверцев из окрестных деревень. Ещё было два приюта для девочек и мальчиков.
Ничего этого не осталось в 1920 году. Деревянный монастырь сравняли с землёй, монастырские постройки разобрали на брёвна, детей из приютов перевели в детдом, через сестринский корпус протянули линию электропередачи. А в 70-е годы бульдозером засыпали чудотворный источник, который бил из-под горы раз в год 1 июля, в престольный праздник святой обители — день Боголюбской иконы Божией Матери. Кстати, именно с этого источника и началось возрождение Боголюбского монастыря в начале XXI века.
– В 2002 году дети из Свято-Троицкого храма Красноуфимска, будучи здесь летом в православном лагере, расчистили источник, и 1 июля он снова забил, – отметила насельница Боголюбской обители монахиня Магдалина. – А шесть лет спустя на этом месте стали проходить богослужения в престольный праздник монастыря. В 2015 году был построен храм в честь Иверской иконы Божией Матери, пока единственный действующий в монастыре. В том же году Священный синод постановил возродить Боголюбский женский монастырь, хотя первые три монахини из Среднеуральского женского монастыря стали жить здесь ещё пять лет назад.
Общаясь с журналистами после богослужения в монастыре, владыка подчеркнул, что относится к обители с большой любовью: до екатеринбургской кафедры митрополит Кирилл был правящим архиереем в Ярославской епархии, где Боголюбская икона Божией Матери особенно почитается. Кроме того, когда он первый раз служил здесь, ему это место очень сильно напомнило Куликово поле.
– Рядом с ним есть село Монастырщина — там погребены первые воины Дмитрия Донского, которые пали в Куликовской битве, – поделился своими воспоминаниями владыка. – Однажды я там служил в день памяти Дмитрия Донского 1 июня. Было тепло, и двери в храм были открыты настежь. И когда я видел сквозь них поля, то чувствовал мощь настоящей России. Здесь, в Боголюбском монастыре, тоже чувствуется вся Россия: стоит взойти на гору, и будет ощущение бескрайнего пространства. Мне здесь всегда очень душевно. Конечно, людям, которые собирают здесь православную общину, очень сложно и непросто. Но приезжают паломники и помогают восстанавливать обитель. Не все из местных жителей принадлежат к христианской традиции, но святой источник, который мы сегодня освятили, они все почитают и приходят сюда за водой. И я надеюсь, что через эту святую воду Господь даст нам всем мир и своё благословение в этой местности, где живут разные народы – русские, татары, башкиры, марийцы.
Строителям здесь предстоит воссоздать разрушенные храмы и сестринский корпус. Активное участие в возрождении обители принимает красноуфимский художник Александр Куклин - он трудится уже девятый год. Всё началось с ландшафтных работ по источнику и купели. И как-то незаметно для себя художник втянулся в возрождение монастыря: при помощи своего знакомого архитектора он возвёл Иверский храм, а нынче пристроил к нему исповедальню и церковную лавку.
– Недавно из Москвы приезжал сюда благочинный всех православных монастырей Русской церкви архиепископ Феогност, – рассказал Куклин. – Он указал место для строительства Боголюбской церкви там, где она стояла до разрушения. Планируем сделать каменную лестницу на гору, кирпичную стену, гостевой дом и звонницу.
- Опубликовано в №10 от 22.01.2019