В ответ на нападки «общественников» в Ново-Тихвинском монастыре показали, как восстанавливают Успенскую церковь  19 фото

Реконструкция Успенской церкви в Ново-Тихвинском монастыре вызвала резонанс в социальных сетях: посыпались обвинения в адрес Екатеринбургской епархии в «сносе памятника архитектуры». В епархии все обвинения отвергли: по словам епископа Среднеуральского Евгения (Кульберга), здание реконструируют в соответствии с историческими данными.

…Инженер-строитель Александр Першаков крошит кирпич прямо руками — легко, как глина, крошка сыплется под ноги. Беру кирпич в руки — с виду такой прочный. Но оказывается, штукатурка из песка крепче, настолько легко он ломается.

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Фото: Павел Ворожцов

— И дело не в том, что эти кирпичи такие старые, XVIII века, — вздыхает Першаков. — Есть материалы, которые стоят тысячи лет. Но из Успенского храма в советское время сделали кухню для военного госпиталя, провели канализацию, но толком её не ремонтировали. Вода скапливалась в подвале, стояла под зданием и десятилетиями точила кирпичи фундамента и стен. В результате они просто истлели.

Сёстры Ново-Тихвинского монастыря расписывают стены храма

Сёстры расписывают стены храма. Фото: Павел Ворожцов

В первые десятилетия советской власти с храма сняли и купол, и колокола — без этой нагрузки кирпичи ещё как-то справлялись со стенами. Однако до беды было недолго — здание было в крайне аварийном состоянии, и проводить его реставрацию при гнилом основании было опасно — могли пострадать люди. Специалисты обследовали здание в 2016 году, заключение было неутешительным: кирпичный цоколь наружных стен повреждён на глубину 30 сантиметров, сверхнормативный крен стен апсиды наружу, превышающий допустимые нормы в 3–4 раза.

Успенский храм

Сестра Евстафия говорит, что Успенский храм будет полностью соответствовать постройке XVIII в. Фото: Павел Ворожцов

— Ни одна проектная организация не взяла бы на себя смелость оставить стены, как они были, — разводит руками Александр Першаков. — Представьте: храм был бы возведён на гнилом основании, его начали бы посещать люди — а он бы развалился, да во время службы… Страшно представить.

Конечно, памятники архитектуры надо сохранять. Но никакое культурное наследие не стоит человеческих жизней. Кстати, недавно «ОГ» давал интервью президент Всемирной федерации ассоциаций и клубов ЮНЕСКО. Он говорил как раз об этом, вспоминая разрушенные войной древнейшие города в Афганистане и Сирии (см. «ОГ» за 26.04.2017).

Все кирпичи Успенского храма строители перебрали вручную и самые крепкие использовали при возведении новых стен. Оставили и старую кладку фундамента, но только с обеих сторон взяли её в железобетонную обойму — такая выдержит и купола, и колокольню с колоколами, и сотни людей в храме во время службы. Оказалось, что можно использовать всего 10 процентов старого строительного материала.

Кирпичи Успенского храма рассыпаются в руках

Старинный кирпич крошится прямо в руках. Фото: Павел Ворожцов

— Успенский храм — сердце Ново-Тихвинского монастыря, — объясняет старшая сестра церковно-исторического послушания Евстафия. — Здесь обитель начиналась в 1809 году, и восстановление храма много значит для нас. Сейчас стены поставлены уже по всему периметру, исторические формы здания сохранили. Храм-памятник, перестроенный в советское время до неузнаваемости и наполовину разрушившийся, теперь принимает первоначальный вид.

Реконструкция храмов Ново-Тихвинского монастыря идёт уже примерно 20 лет, с момента его возрождения в 1994 году. Первым реконструировали храм Александра Невского — в 2013 году его освятил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Монахиня Фессалоникея, насельница Ново-Тихвинского монастыря, рассказывает, что его восстановление длилось пять лет. Сколько потребуется на восстановление Успенского — пока неизвестно, за скоростью здесь не гонятся. Сёстры считают, что главное — надёжность, историческое соответствие и красота.

Справка «ОГ»

Успенский храм — один из старейших храмов Екатеринбурга, его построил на свои деньги купец Иван Хлепетин в память о супруге. Храм открылся 31 мая 1782 года, и первые полгода в нём совершались заупокойные службы. Но спустя год, после смерти Хлепетина, храм был заброшен. Однако именно при нём в начале XIX века был учреждён Ново-Тихвинский женский монастырь.

Комментарий

Виктор СИМИНЕНКО, профессор УрГАХУ, архитектор-реставратор высшей категории, автор проекта по реставрации и реконструкции объекта культурного наследия «Комплекс зданий Ново-Тихвинского монастыря»:

— В течение многих лет у нас очень по-деловому проходила работа — вдумчиво, серьёзно. Поражает правильное понимание сёстрами вкуса, стиля. Понимание искусства поставлено на высокий уровень во всех отношениях — и в архитектуре, и в интерьере. Когда начались реставрационные работы, проявилось истинное техническое состояние храма. Мы видели, что кирпич не очень прочный. Думаю, что это последствия функционального использования в качестве кухни. Кирпич разрушался от сырости. Взялись за стенки XVIII века, там арки были лопнутые, стали разбирать — посыпался кирпич. В одном месте попробовали, в другом. А что делать? Храм — это же не одноэтажное сооружение, у которого срок годности 50 или 100 лет. По нормативам культовые сооружения должны функционировать не менее 500 лет.

  • Опубликовано в №76 от 29.04.2017 под заголовком «Хрупкая обитель»
Областная газета Свердловской области
Успенский храм — один из старейших храмов Екатеринбурга, его построил на свои деньги купец Иван Хлепетин в память о супруге в 1782 году. Фото: Павел ВорожцовПервым на территории Зелёной рощи восстановили храм Александра Невского. В 2013 году его освятил патриарх Кирилл. Фото: Павел ВорожцовНасельница Ново-Тихвинского монастыря сестра Фессалоникея рассказывает о храме Александра Невского до и после реставрации. Фото: Павел ВорожцовНа большие праздники в храме Александра Невского сёстры раскачивают хорос - святые песнописцы, изображённые на нём, будто танцуют перед Господом. Это считается символом вечного движения. Фото: Павел ВорожцовВход в храм Александра Невского в Ново-Тихвинском монастыре. Фото: Павел ВорожцовВ швейной мастерской сёстры Ново-Тихвинского монастыря расшивают облачения священнослужителей. Фото: Павел ВорожцовДля вышивки икон требуются нитки сотен расцветок. Фото: Павел ВорожцовВсе реставрируемые храмы в обители сёстры Ново-Тихвинского монастыря расписывают сами. Фото: Павел ВорожцовПрежде чем приступить к росписи храма, монахини экспериментируют на макете. Фото: Павел ВорожцовНа роспись купола и стен храма уходит не один месяц. Фото: Павел ВорожцовОдно из послушаний монахинь Ново-Тихвинской обители - возрождение древнего храмового пения. Фото: Павел ВорожцовВторой этаж Надвратной церкви Ново-Тихвинского монастыря на реконструкции. Фото: Павел ВорожцовСтаринная кладка церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы. Фото: Павел ВорожцовСёстры с нетерпением ждут восстановления старейшего храма Ново-Тихвинского монастыря - Успенской церкви. Фото: Павел ВорожцовСтаршая сестра церковно-исторического послушания Ново-Тихвинского монастыря Евстафия. Фото: Павел ВорожцовКогда строители взялись за работу со стенами Успенского храма, оказалось, что кирпичи рассыпаются на глазах. Фото: Павел ВорожцовСтаринные кирпичи старались по возможности использовать для новых стен Успенского храма. Фото: Павел ВорожцовСтаршая сестра церковно-исторического послушания Ново-Тихвинского монастыря Евстафия возле храма Всех святых. До него реставрация ещё не дошла. Фото: Павел ВорожцовСтаршая сестра церковно-исторического послушания Ново-Тихвинского монастыря Евстафия говорит, что работы по реставрации на территории храмового комплекса ещё очень много. Фото: Павел Ворожцов