Уголовный розыск раскрывает лишь треть умышленных поджогов автомашин

Автомобиль старшего по дому на улице Малышева, 60 в Екатеринбурге сгорел в результате поджога в прошлом году. Тогда за одну ночь подожгли сразу три машины в разных районах — у всех владельцев были проблемы с коммунальщиками. Фото: Дмитрий Трынов

Автомобиль старшего по дому на улице Малышева, 60 в Екатеринбурге сгорел в результате поджога в прошлом году. Тогда за одну ночь подожгли сразу три машины в разных районах — у всех владельцев были проблемы с коммунальщиками. Фото: Дмитрий Трынов

Автомобили горят по всей области почти каждую ночь. И грузовики, и дорогущие иномарки, и простенькая классика. По сводкам МЧС, в первом квартале горели 153 автомашины. Что происходит и что с этим делать — об этом наш разговор с заместителем начальника уголовного розыска ГУ МВД по Свердловской области полковником полиции Натигом Байрамовым:

— В этом году явно криминальных возгораний, с возбуждением уголовного дела, 31. Поджоги машин — это всегда дела резонансные, поскольку происходит всё на виду, хоть и ночью. Проверки мы проводим по каждому такому пожару, но полноценному расследованию, с возбуждением уголовного дела, мешает зачастую то, что в МЧС довольно долго — по две недели, а то и месяц — специалисты устанавливают причину пожара. Мы даже с официальным письмом к их руководству обращались, ответ получили стандартный: людей не хватает, а дел много. Хотя моё твёрдое убеждение — самовозгорание машины практически невозможно, только в редком случае. А вообще, эта напасть пришла к нам и в другие города из Москвы. Это ведь самый лёгкий способ свести с кем-нибудь счёты, и пока мы не решим проблемы с парковками машин, пока они будут ночевать на улице беззащитными, поджоги не прекратятся, разве что будут происходить реже. В других странах во время волнений первым делом жгут машины на улицах. Посмотрите, что творится во Франции. Но по нашим оценкам, пик уже пройден, он пришёлся на 2015–2016 годы — возбуждено было 219 и, соответственно, 220 уголовных дел. Примерно треть таких преступлений мы раскрываем.

Между тем

Где чаще всего горят автомобили? *

  • Екатеринбург (39)
  • Первоуральск (12)
  • Нижний Тагил (11)
  • Алапаевск (10)
  • Ревда (5)

Среди легковых автомобилей в этом году чаще всего горели ВАЗ 2109, ВАЗ 2110 и «Тойота», среди грузовых — автомобили «Урал».

* По данным за I квартал 2017 г.

— Если вы проверяете, анализируете любые случаи возгорания автомобилей, то наверняка сможете сказать — кто он, этот поджигатель?

— Примерно половина поджогов совершается по личным мотивам. Недавно в Екатеринбурге был случай, когда муж поссорился с женой, расстроился, выпил, да и сжёг её машину. В общем, или неразделённая любовь, или имущество. Довольно часто так наказывают должников. Случается, что партнёры по бизнесу что-то не поделят. Причём что удивляет? Поссорятся из-за ста тысяч рублей, а машину сожгут в несколько миллионов! Есть и пироманы, не так давно такого задержали. Жил в Арамили, там сжёг три машины и в Екатеринбурге 40, сейчас под следствием находится. Но есть три откровенно криминальные в этом отношении сферы: жилищно-коммунальное хозяйство, похоронный бизнес и лесозаготовки. Управляющие компании делят зоны обслуживания и таким образом борются со строптивыми товариществами собственников жилья. Похоронщики пытаются через устрашение отодвинуть конкурентов. Недавно мы на Уралмаше арестовали шестерых таких поджигателей, двое ещё в бегах. Причём они не катафалки жгли, а личные машины. Лесозаготовители тоже отжимают конкурентов от самых лакомых кусков. Были случаи, когда поджигали машины в знак социального протеста — припаркуется дорогой автомобиль где-нибудь на газоне, на тротуаре, глядишь, и вспыхнет ночью. Малолетки тоже этим грешат, чаще от бравады.

В полицейском главке Натиг Байрамов курирует расследование умышленных поджогов машин. Фото: Александр Лушников

— В современных детективах сыщики при расследовании уличного преступления первым делом начинают искать камеры слежения. При поджогах вы тоже их отсматриваете?

— Да, конечно. Но от тех, что установлены по программе «Безопасный город», проку мало — слабовато разрешение. Камеры у банков, торговых центров посильнее, но там и не жгут почти. Да и поскольку дело происходит ночью, а про камеры злоумышленники тоже знают, мы чаще всего видим лишь силуэты, по которым поджигателя найти трудно. У нас свои методы розыска. Могу лишь сказать, что сотрудники уголовного розыска неоднократно проводили ночные операции «Факел» в Екатеринбурге и задержали несколько поджигателей, что называется, с поличным. Помогают наряды ДПС (арамильского пиромана взяли они), вневедомственная охрана, частные охранные предприятия, простые граждане. Все понимают, что беда-то общая.

— А не жгут ли нехорошие граждане свои машины, чтобы страховку получить?

— И такое бывает. Один такой деятель был в банде похоронщиков, о которых я уже говорил. Иной раз страховые компании подозревают хозяина в умышленном поджоге, а доказать не могут, приходится платить.

Цифра

Более 300

автомобилей были намеренно уничтожены в результате поджогов в Свердловской области в 2016 году (почти 60% от общего числа пожаров на автомобильном транспорте). По данным МЧС, это самый большой показатель среди всех субъектов РФ.

— И наёмники случаются?

— Конечно! И организатора труднее найти, чем исполнителя. Честно скажу, хоть треть таких преступлений мы и раскрываем, в этом деле ещё ищем оптимальные варианты поиска поджигателей и профилактики таких преступлений. Мы знаем, что и как делать при разбоях, кражах, мошенничестве, знаем, как профилактировать подучётных лиц, освободившихся с зоны. Контингент поджигателей пока не совсем ясен. Но мы одолеем эту беду. Помните, одно время массово отбирали сотовые телефоны? Сейчас это происходит в разы реже — мы научились быстро находить аппараты вместе с грабителями. Точно так же пресекли волну хищений банкоматов. И здесь поубавим пыл у желающих поиграть с огнём.

Кстати

В прошлом году в Екатеринбурге стихийно возникло городское сообщество автопогорельцев — владельцы сгоревших машин объединились для того, чтобы коллективно отстаивать свои интересы. Большинство из них причиной автоподжогов называют «коммунальные войны»: месть управляющих компаний (или тех, кто контролирует этот бизнес) за попытки собственников создать независимые ТСЖ. Сейчас в неформальной организации более трёх десятков активистов — председатели ТСЖ, домовых советов, а также юристы, которые помогают вести судебные дела (некоторые из них сами стали жертвами автоподжигателей).

  • Опубликовано в №65 от 14.04.2017 под заголовком «По горячим следам»

Сюжет

Поджигатели
Свердловская область по итогам 2016 года является одним из лидеров России по числу уничтоженных огнём автомашин. «Областная газета» разбирается в проблеме.

Областная газета Свердловской области