В конце 2017 года Совет Федерации РФ одобрил поправки в ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», которые касаются закрытия сельских больниц. Теперь на судьбу медучреждений первого звена смогут повлиять общественные организации и простые жители. Несмотря на то, что пока закон не вступил в силу, все необходимые инстанции и экспертизы он уже прошёл. Сейчас остаётся лишь ждать подписи Президента РФ Владимира Путина. Согласно статье 107 Конституции РФ, закон должен быть отправлен ему в течение пяти дней, а в течение 14 дней документ должен быть подписан.
МЕХАНИЗМ. Согласно документу, принимать решение о реорганизации медицинских учреждений первого звена сможет только трёхсторонняя комиссия. В Свердловской области она будет состоять из представителей областного правительства и Заксобрания, представителей администрации муниципалитета, а также из представителей медучреждения и некоммерческих организаций по защите прав граждан в сфере охраны здоровья. Порядок проведения оценки возможных последствий будет устанавливать областное правительство.
Единственную в населённом пункте медорганизацию могут закрыть только если жители одобрят такое решение на общественных слушаниях. По сути, такой закон остановит бесконтрольную оптимизацию в российской медицине.
Если в селе нет врача — оказать медпомощь вовремя сложно. Фото: Владимир Мартьянов
ИСТОРИЯ ВОПРОСА. Кампания по оптимизации российского здравоохранения стартовала в 2014 году. Главной её задачей стало повышение доступности и качества медицинской помощи и приведение штатов, материально-технического оснащения и коечного фонда к федеральным стандартам. Однако в народе слово «оптимизация» приобрело негативную окраску. Люди привыкли, что в советские времена почти в каждом населённом пункте работала своя маленькая больница, поэтому любое известие о сокращении персонала или ликвидации маломощного диспансера, роддома, станции скорой медицинской помощи или ФАПа воспринимается в штыки. Особенно если самих жителей при этом спрашивать забывают.
Свердловская область знает немало таких примеров. Так произошло с круглосуточным стационаром в посёлке Зайково Ирбитского района, станцией скорой помощи в Новоасбесте Горно-уральского ГО, ФАПом в деревне Курманка ГО Заречный — во всех случаях люди были вынуждены доказывать, что медучреждения должны работать. Неудивительно, что бурно реагируют теперь даже на слухи. В начале прошлого года карпинцы вышли на пикет из-за предположений о закрытии круглосуточного стационара. Такую же болезненную реакцию вызывали слухи о закрытии родильного отделения в Нижней Туре и о присоединении нижнесалдинской станции скорой помощи к нижнетагильской. Слухи о закрытии единственной неотложки перепугали жителей Верхнего Дуброво: за ответом пациенты пришли в больницу целой толпой.
Точку в этом вопросе поставил президент Владимир Путин: на декабрьской пресс-конференции глава государства заявил, что сокращение сети медучреждений во многих случаях «является не-обоснованным и недопустимым», поскольку происходит без учёта размеров территорий.
— На чём следует особо сосредоточить внимание? На сохранении (там, где можно) и создании новых форм медицинского обслуживания в малых населённых пунктах от 100 до 2 000 человек, — пояснил он, добавив, что те населённые пункты, где стационарный фельдшерско-акушерский пункт работать не может, должны быть обеспечены мобильными ФАПами.
ЧЕЛОВЕК ВАЖНЕЕ ЭКОНОМИКИ. В Заксобрании Свердловской области соглашаются — медицина на селе в виде ФАПов и общеврачебных практик должна быть доступна, однако пока это задача в регионе полностью не решена.
— За последние годы на территории области нам совместно с правительством пришлось исправлять некоторые неверные шаги. До настоящего момента существовали отраслевые приказы федерального Минздрава, в которых были прописаны ориентиры для организаторов здравоохранения, в каких населённых пунктах какого уровня медучреждения необходимы. И там было обозначено, что ФАПы, как правило, могут создаваться в населённых пунктах, где проживает 300 и более человек. Но фактически к каждому случаю нужен индивидуальный, адресный подход. Здесь нужно учитывать не только отдалённость территории, но и наличие дорог, транспортного сообщения, возрастной состав проживающих, — пояснил «ОГ» председатель комитета по соцполитике Вячеслав Погудин. — Знаю населённые пункты, где проживает 180–220 человек, а от райцентра или центральной усадьбы их отделяет 10–15 километров. Как туда должны добираться пенсионеры и семьи с маленькими детьми, если у них нет ни общественного транспорта, ни личного автомобиля, ни лошади? В ситуациях, когда на кону стоит здоровье человека, интересы людей должны преобладать над экономической рациональностью.
По словам Вячеслава Погудина, на основе закона министерству здравоохранения области, главврачам больниц и депутатам предстоит рассмотреть, везде ли рационально, с соблюдением интересов людей утверждена схема и маршруты для оказания медицинской помощи. При необходимости в закон «Об охране здоровья граждан в Свердловской области» также будут внесены поправки
- Опубликовано в №2 от 10.01.2018 под заголовком «Без спроса не трогать»
Сюжет
Сокращенная помощь
Хроника оптимизации здравоохранения в Свердловской области.