В рамках Года медицинского работника, которым объявлен 2021 год в Свердловской области, «Облгазета» начинает серию материалов, посвящённых врачам. Каждые две недели мы будем рассказывать о каком-либо медицинском работнике из нашего региона, который имеет широкое признание среди пациентов и коллег. Первым героем нашей новой рубрики стал хирург-онколог, заместитель главного врача по медицинской части ЦГБ №20 Екатеринбурга, заслуженный врач России Юрий ИСТОМИН. Сегодня ему исполняется 60 лет, но Юрий Владимирович по-прежнему оперирует пациентов и переживает за каждого из них.
Лобэктомия интереснее грыжи
Папа – инженер, мама – учительница, старший брат – лётчик, а сестра – бухгалтер. Почему Юрий Истомин в 15 лет решил стать врачом, он и сам не может объяснить – возможно, профессия выбрала, говорит он. Из его класса в Уральский государственный медицинский институт поступили пять человек, из них хирургию выбрал только он один.
После учёбы Юрий Владимирович проходил интернатуру в екатеринбургской ЦГБ №27, откуда его направили на краткий обучающий курс в Свердловский областной онкологический диспансер. Именно этот случай определил дальнейшую судьбу будущего онкохирурга.
– В онкодиспансере нам прочитали теоретический курс по основным локализациям и пригласили в операционную, – рассказывает Юрий Истомин. – В других больницах все операции были простыми: аппендицит, грыжа… А тут резекция желудка, лобэктомия – это намного интереснее. Я очень захотел прийти работать именно туда.
В сентябре 1985 года ординатор Юрий Истомин был единственным новым сотрудником свердловского онкодиспансера. Он попал в абдоминальное (связанное с болезнями органов брюшной полости. – Прим. ред.) отделение, где и стал осваивать дело онкохирурга.
– Я хотел большой хирургии, – признаётся Истомин. – Хирурги – очень амбициозные люди, каждый считает себя гениальным. Но кроме знаний в этом деле важны руки – это природная особенность. В них всё: чувство ткани, опыт, натренированность. По работе рук в операционной можно понять уровень профессионализма хирурга.
У самого Юрия Истомина руки очень крупные и подвижные: они сопровождают почти каждое его слово понятным и чётким жестом, будто оперируют даже сейчас.
Мастеру бывает страшно
Свою первую операцию в онкодиспансере Юрий Истомин уже не помнит. Но из сотен историй его пациентов в памяти остаются самые сложные случаи. Например, первая серьёзная резекция печени.
– В 2001 году ко мне попала девушка лет 19 из Серова, – вспоминает онкохирург. – У неё была большая опухоль правой доли печени. Её удалили, но через пару дней после этого у пациентки случилось тяжёлое желудочное кровотечение. Она потеряла очень много крови всего за полдня и умирала прямо на моих глазах. Я тогда постоянно сидел возле неё, и в итоге нам удалось остановить кровотечение. А она оказалась девочкой не робкого десятка: выписалась через неделю и забыла об этом.
В хирургии операции на печени по сложности приравниваются к операциям на мозге или открытом сердце. Именно поэтому коллеги называют Истомина мастером, а пациенты обращаются к нему с почти неизлечимыми диагнозами. Но даже рукой самого лучшего врача можно вылечить не каждый случай.
Юрий Истомин считает, что хирургу нельзя идти на поводу у эмоций, но тут же признаётся, что и сам иногда решается даже на неоперабельные случаи. Он рассказывает про такие истории с трудом и большими паузами, часто закрывает глаза руками, сжимает пальцы в кулак.
– Каждый хирург имеет своё кладбище, – вздыхает врач. – Когда рискуешь чужой жизнью, когда держишь её в своих руках, это страшно и непросто. Люди могут умереть от твоих действий. Или бездействия, стечения обстоятельств. Судьба предопределена не нами, но иной раз совершается руками хирурга.
Надежда на лучшее
В июле 2001 года житель Нижнего Тагила Гусейн Караев сидел в коридоре свердловского онкодиспансера вместе со своей женой Екатериной, у которой диагностировали рак желудка. Они приехали на консультацию к тогда ещё 40-летнему онкохирургу Юрию Истомину.
– Когда Юрий Владимирович вышел к нам с улыбкой и начал расспрашивать нас, жена будто сразу почувствовала себя лучше, даже цвет лица поменялся, – вспоминает этот день Гусейн Караев. – Он сразу вселил надежду на лучшее.
Вскоре Юрий Истомин провёл операцию по удалению большей части желудка Екатерины. Её направили на химиотерапию, которая вызвала новое осложнение – острую почечную недостаточность. На грани жизни и смерти женщина вновь попала к Истомину и примерно две недели находилась в коме на аппарате искусственной вентиляции лёгких. Но врачам удалось наладить работу почек, и Екатерина начала выздоравливать.
– Врачи тогда сохранили мою семью, – говорит Гусейн Караев. – Благодаря им жена до сих пор живёт и радуется, воспитывает внуков. Честно сказать, все эти 20 лет я не могу забыть доброту Юрия Владимировича.
Сейчас Юрий Истомин работает заместителем главного врача по медицинской части в Центральной городской больнице №20 и продолжает оперировать, но уже не так часто. За его плечами 36 лет работы хирургом и тысячи операций. Со многими бывшими пациентами он продолжает общаться и через десятки лет после лечения.
А ещё Юрий Истомин вместе со своей женой – врачом-терапевтом – стал основателем династии врачей. Его сын работает онкологом, дочь – офтальмологом, зять – кардиохирургом, а невеста сына – педиатром.
Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».
Сюжет
Год медицинского работника в Свердловской области
Рассказываем об уральских медиках и здравоохранении.