Оранжерейный комплекс – одно из самых красивых мест Ботанического сада УрО РАН. Коллекция четырёх оранжерей составляет около 3000 видов разных растений со всего света, среди которых есть и те, что встречаются в обычных домашних условиях, и очень редкие и даже 100-летние экземпляры.
Папоротники
В первой же оранжерее Ботанического сада появляется чувство, что попал в древний мир и не хватает только динозавров. Это ощущение возникает от огромного количества разных папоротников вокруг - одних из самых древнейших растений на Земле. Но руководитель Оранжерейного комплекса Марина Завьялова уверяет: папоротники оставили нам в наследство залежи каменного угля и большей частью вымерли, но не исчезли совсем. Сейчас на земном шаре обитает свыше 13 тысяч видов папоротников, часть из которых можно увидеть в Ботаническом саду.
– Это диксония – под таким древовидным папоротником когда-то динозавры ходили. Кажется, что она очень мощная, но на самом деле довольно хрупкая, – показывает на большое растение Марина Борисовна. – А наверху эпифитные папоротники – они произрастают на стволах других деревьев и не вредят им, но иногда становятся настолько большими и тяжёлыми, что просто опрокидывают деревья.

Асплениум, адиантум, полиподиум, дориоптерис, дринария дуболистная – здесь можно увидеть разные папоротники самых различных размеров и форм. Папоротники не цветут, но их своеобразным украшением можно считать споры, которыми они размножаются. Споры располагаются на каждом папоротнике по-разному, иногда вырисовывая просто чудные узоры на листьях. А вот у любимца всех маленьких посетителей оранжереи, папоротника даваллия, который выращивают и дома, можно увидеть пушистые корневища, прозванные «заячьими лапками».
Пальмы
В пальмарии, в отличие от оранжереи с папоротниками, несколько прохладнее: температуру в каждом помещении подстраивают под его обитателей. Здесь же находятся самые высокие растения оранжереи – каждая пальма достигает 10–13 метров. Трахикарпус возрастом более 50 лет, хамеропс, маскарена, финик, ливистона – сообщество пальм в Ботаническом саду большое. А такие привычные глазу пальмы, как рапис и хомедорея, намного больше тех, что растут в горшках дома.

– Пальмы – удивительные, но сложные и медленно растущие растения, и цветоводы часто допускают ошибки при их культивировании. Несмотря на то что пальмы огромные и кажутся несокрушимыми, у них есть своя «ахиллесова пята» – любой молодой лист, являющийся точкой роста. И если этот острый побег повредить или залить, то погибнет всё растение, – говорит Марина Завьялова, показывая на такой лист на одной из пальм.
Есть в оранжерее и очень необычные пальмы, например, кариота. Её листочки имеют удивительную рваную форму, за что растение называют «рыбий хвост». При этом цветёт кариота всего один раз в жизни – и начинает погибать.

Обманчиво красивые
То, что эта часть оранжереи относится уже к своеобразным тропикам, можно понять не только по влажной и высокой температуре, но и по пестроте обитающих там растений. Бананы, папайя, манго, гранаты, фейхоа, кофейное дерево – разнообразие поражает. А манящий запах цитрусовых так и призывает подойти к висящим на ветках мандаринам, лимонам и апельсинам и поглубже вдохнуть полезный аромат эфирных масел. Эта красота привлекает не только людей, но и уральских птичек, которые не покидают Оранжерейный комплекс Ботанического сада в любое время года и доставляют даже неудобства/
Но есть среди этой красоты и обманчивые растения. Например, акокантера на первый взгляд кажется вполне симпатичной, похожей на сирень, однако это ядовитейшее растение. Его яд в древности использовался для охоты на слонов и отравления стрел. Не менее опасны и лантана, олеандр.
Старожилы оранжереи
Больше всего сотрудники оранжереи Ботанического сада гордятся своими самыми старыми растениями. Одно из них – стрелитция Николая, экземпляру Ботанического сада которой уже более ста лет. Это растение, по словам руководителя Оранжерейного комплекса, самое крупное в роде стрелитций – его высота может достигать десяти метров, поэтому его по праву называют королевским цветком. Само же название стрелитция получила в честь царя Николая I, который очень увлекался растительным миром и курировал Санкт-Петербургский ботанический сад. Цветёт стрелитция Николая только зимой сине-белыми цветками, очень напоминающими головку птицы, поэтому иногда это растение называют «цветком журавля» или райской птицы.

А вот редкий 100-летний саговник вполне можно принять за пальму, но он не имеет к ней никакого отношения. В одно время из саговника делали крупу саго, что заметно сократило его количество. Родиной же растения являются Японские острова, и так как по морю семена распространяться не могут, то саговник начал постепенно исчезать из живой природы и сейчас внесён в число краснокнижных.
– Саговник растёт очень медленно, поэтому имеет небольшие размеры, несмотря на возраст. Новая генерация листьев у него появляется всего раз в один-два года, – говорит Марина Завьялова.
Родственнице саговника, лепидозамии Перовского, растущей по соседству, чуть более 60 лет. Её получили в подарок от Ботанического сада Петербурга.
В ТЕМУ
В Оранжерейном комплексе Ботанического сада УрО РАН ежедневно проводятся платные экскурсии для всех желающих. В субботу посетить оранжереи можно только по предварительной записи.






- Опубликовано в №14 от 26.01.2019
Сюжет
«Дом. Сад. Огород»
Особенности и секреты садового хозяйства на Среднем Урале.