Малоснежные зимы, как в этом году, доставляют немало хлопот огородникам. За будущий урожай волнуются все, но садовод с многолетним стажем, бывший директор Свердловского областного профессионального агропромышленного училища Виктор Кривенков спокоен за свой огородный участок и делится собственным опытом по надёжному укрытию всей растительности.
Хвойные – под лапником
После почти бесснежного Екатеринбурга садовый участок Виктора Васильевича в пригороде уральской столицы кажется заснеженным царством. Белая пушистая гладь, которую разбавляют возвышающиеся над ней зелёные ели и верхушки едва видимого стелющегося можжевельника – такое обилие снега приятно глазу. Однако садовод признаётся: часть снежного покрывала он нагрёб сам с дачной дороги возле участка. Многие считают, что снег на растительность и грядки хорошо собирать с дорожек в саду, но Виктор Кривенков против такого способа.
– Стараюсь не нарушать выпавший слой снега и не хожу по нему, только по паре основных тропок. Это естественное одеяло, которое не только не промораживается, но и не замораживается, и под цельным слоем снега растения и земля находятся под надёжной защитой от морозов, – считает Виктор Васильевич.

Так, из хвойных особого укрытия, по его мнению, требуют маленькая канадская ель, плакучий и стелющийся голубой можжевельник, а также другие стелющиеся растения. Их до снега он прикрывает лапником, остающимся после осенней обрезки хвойных. А вот ещё юные уральские ели, золотистую тую и кедры на участке лишь немного присыпал снег: они в укрытии не нуждаются. Впрочем, как и южные кипарисы, которые Виктор Васильевич поначалу ещё укрывал, но сейчас они уже привыкли к уральскому климату.
Заснеженные многолетники
Защищены от морозов лапником и толстым слоем насыпанного снега и многолетники: традесканция, рододендрон, спиреи, карликовый пузыреплодник, бузульник Пржевальского. Обильного укрытия требуют и розы.
– Уральские районированные многолетники я не укрываю, а вот те, что из тёплых стран – обязательно. Они боятся не столько холодов, сколько резких перепадов температур. Например, четыре года назад у нас был аномальный январь: несколько дней температура доходила до плюс семи, а потом за одну ночь опустилась до минус двадцати градусов, так что многие теплолюбивые культуры подмёрзли и погибли, – вспоминает Виктор Кривенков и подсыпает ещё немного снега на маленькие холмики с растениями.



Плодовые
В саду много яблонь.
– Молодые яблони важно укрывать лапником у ствола, а вот взрослые, особенно районированные, зимуют без этого: важно только побелить низ стволов с осени для защиты от солнца. Кто-то окучивает снег вокруг яблонь или обтаптывает его, но я так не делаю. Если потревожить покров, то он уплотнится, и в марте корневая шейка может выпреть под таящим снегом, – говорит садовод, показывая на яблони, которым более 25 лет.
Кроме этого, Виктор Кривенков обязательно пригибает и укрывает на зиму малину, а вот за уральские сорта крыжовника и смородины, как он считает, можно не переживать: они морозостойкие.

Земляника в тепле
По словам опытного садовода, непременно нужно дополнительно укрывать на зиму и клубнику. Несколько лет он использовал укрывной материал, но потом перешёл на более экономичный способ, и теперь утепляет ягодные кустики до снегопадов всё теми же ветками после обрезок деревьев и кустарников.

– Веточки укладываю крест на крест, чтобы они пропускали воздух, наверх – ботву пионов и других многолетних стеблевидных растений, а потом – лапник. Свекольную или капустную ботву класть нельзя – она начинает гнить, и всё выпреет, а на укрытие нужна растительность, образующая сухостои, – советует Виктор Кривенков.

В тему
А вот в теплице снег зимой, наоборот, нежелателен: земля в ней должна хорошо проморозиться до весны, особенно, если ранее вы обнаружили там белокрылку. В марте же снег с участка нужно перенести в теплицу, чтобы напитать грунт. Кривенков советует: после того, как снег растает, покрыть почву листвой берёз или осин – это хороший разрыхлитель земли.
- Опубликовано в №4 от 12.01.2019
Сюжет
«Дом. Сад. Огород»
Особенности и секреты садового хозяйства на Среднем Урале.