Пожалуй, самой резонансной коммунальной темой 2019 года стала реформа обращения с твёрдыми коммунальными отходами. После того как суммы в платёжках свердловчан выросли, в редакцию «Облгазеты» стали массово обращаться читатели, которые просили прояснить механизмы формирования тарифов за вывоз мусора. Их вопросы мы адресовали председателю Региональной энергетической комиссии области Владимиру Гришанову. Госорган, который он возглавляет, выступает в качестве регулятора тарифов.
– Владимир Владимирович, услуга по вывозу мусора ранее не привлекала столько внимания. А вот с начала 2019 года у жителей возникает к ней всё больше вопросов. Почему?
– Начнем с того, что решение проблемы цивилизованного обращения с коммунальными отходами назрело уже давно. Пожелания большинства людей жить в комфортной, чистой, безопасной среде сформировали очень жёсткие требования к судьбе бытового мусора. Отходы не должны неконтролируемо захораниваться в землю, не должны бросаться где попало. Те отходы потребления, которые образуются сейчас, и те, которые уже образовались, нуждаются в квалифицированной утилизации. Сложившаяся система обращения с отходами была основана на том, что управляющие организации самостоятельно искали подрядчиков по вывозу мусора. Жители частного сектора сами решали вопросы отходов: сжигание, компосты. Транспортные организации иногда экономили и возили мусор на несанкционированные свалки. Поэтому и стоимость услуг по вывозу мусора была, как правило, небольшая, так как не включала полный цикл работы с отходами. Не было ответственных.
С 1 января 2019 года требования к услуге по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО) изменились. Появились новые юридические лица – региональные операторы. Они несут ответственность за все этапы обращения с мусором (от сбора мусора до уничтожения несанкционированных свалок). Сегодня региональный оператор оказывает потребителю семь составляющих услуги по обращению с ТКО – это сбор, транспортирование, накопление, обработка, утилизация, обезвреживание и размещение, то есть хранение и захоронение, твёрдых коммунальных отходов. И всё это – при полном исполнении природоохранного законодательства.Теперь услуга по обращению с ТКО стала коммунальной услугой, плата за неё рассчитывается не так, как ранее.
– После появления первых квитанций наши читатели массово жаловались на завышенные нормативы по ТКО. Как они определялись?
– Порядок определения нормативов накопления ТКО установлен «правилами-269» (Постановление Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления ТКО», – Прим. ред.). Комиссия определила нормативы накопления ТКО, опираясь на данные, полученные от муниципалитетов области. Администрациями муниципальных образований была направлена информация о массе и объёме накапливаемых ТКО по четырём сезонам года, полученная в результате проведенных замеров. Использовать иные данные для расчёта нормативов накопления ТКО нельзя.
При проведении замеров от индивидуальных жилых домов учитывались суммарные объёмы и масса отходов, образующихся непосредственно в жилом доме, на приусадебном земельном участке, а также от надворных построек (это бани, гаражи, теплицы…). При проведении замеров массы и объёма ТКО от многоквартирных домов учитывался объём и масса ТКО, накапливаемых только в жилых помещениях. Поэтому нормативы накопления ТКО для индивидуальных жилых домов больше, чем для жилых помещений в многоквартирных домах.
– От чего ещё зависят суммы в платёжках?
– Стоимость коммунальной услуги по обращению с ТКО зависит от способа определения объёма ТКО. То есть при расчёте объёмов исходя из нормативов накопления ТКО ежемесячная стоимость будет фиксированной. А при определении объёмов по количеству и вместимости контейнеров для накопления отходов в местах сбора стоимость услуги может меняться. В зависимости от накопленного и вывезенного объёма ТКО стоимость будет больше или меньше.
Для многоквартирных домов есть правила раздельного накопления ТКО на контейнерной площадке. Кроме того, региональные операторы предлагают потребителям, в случае отсутствия контейнера, бесконтейнерный вывоз отходов. Это способ с использованием пакетов, предоставленных региональным оператором. Бесконтейнерный способ вывоза отходов также позволит потребителям оплачивать фактический объём коммунальной услуги по обращению с ТКО. Это удобно для жителей частных домов. Вывоз 110-литрового пакета стоит порядка 76 рублей. Гражданин, проживающий в частном секторе, может оплатить вывоз мусора как по нормативу, так и по количеству фактически накопленных отходов.
– Где в области сейчас самые высокие и самые низкие тарифы по обращению с ТКО?
– На территории Свердловской области работают три региональных оператора. Постановлением РЭК Свердловской области от 5 декабря 2018 года № 200-ПК установлены долгосрочные единые тарифы на услугу региональных операторов. Замечу, 14 марта 2019 года на заседании правления комиссии был рассмотрен вопрос о снижении тарифов в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами для операторов и региональных операторов. Принятое решение обусловлено изменениями федерального законодательства. Снижение ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении малоопасных ТКО привело к уменьшению тарифов операторов. Вследствие этого тарифы региональных операторов с 1 апреля 2019 года снизились с 1,1 до 1,7 процента в зависимости от регоператора. В настоящее время единые тарифы на услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами у региональных операторов следующие: у ООО «ТБО «Экосервис» – 705 рублей 66 копеек за кубометр, у ООО «Рифей» – 835 рублей 97 копеек за кубометр, у ЕМУП «Спецавтобаза» – 686 рублей 05 копеек за кубометр.
Важно
Тарифы в сфере обращения с ТКО определяются с учётом основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года (с учётом данных за предыдущие периоды), определённых Минэкономразвития РФ в сентябре 2018 года.
При расчёте единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО и величины необходимой валовой выручки проведены:
– анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчёта объёма отпуска услуг;
– анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации.
Исключены экономические необоснованные расходы трёх региональных операторов на сумму свыше 1,6 млрд рублей.
В соответствии с Федеральным законом регулированию для региональных операторов подлежит предельный единый тариф на услугу по обращению с ТКО. Тарифы являются предельными максимальными и могут быть понижены по соглашению сторон – регионального оператора и потребителя. РЭК утверждает тариф и контролирует его применение, так чтобы его нельзя было превысить. При этом понизить тариф регоператору можно. Также РЭК устанавливает нормативы накопления ТКО.
Буква закона
Как подчеркнули в РЭК, расчёт тарифов в сфере обращения с ТКО произведён в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ, Основами ценообразования в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами (далее – Основы ценообразования), Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 «О государственном регулировании тарифов в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами», методическими указаниями по расчёту регулируемых тарифов в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждёнными приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16, и др.
- Опубликовано в №064 от 11.04.2019 под заголовком «Семь элементов мусорного тарифа»
Сюжет
"Мусорная реформа" в Свердловской области
С 1 января по всей России стартовала "мусорная реформа".