ЕМУП «Спецавтобаза» – региональный оператор по обращению с ТКО в самой крупной по числу жителей территории – Восточном административно-производственном объединении (АПО-3).На предприятии лежит ответственность за вывоз мусора в 34 муниципалитетах, включая уральскую столицу. Перед стартом «мусорной реформы» предприятие пережило несколько кадровых потрясений, которые закончились в декабре с назначением на пост его директора депутата Екатеринбургской городской думы Григория ВИХАРЕВА. Новый руководитель «Спецавтобазы» встретился с «ОГ».
– Григорий Андреевич, вникать в работу предприятия вам пришлось почти одновременно со стартом «мусорной реформы». Что удалось, а что нет за эти полтора месяца?
– Начну с цифр. За январь на территории объединения вывезли больше 580 тысяч кубометров ТКО. Из них примерно две трети пришлось на Екатеринбург. На территории АПО-3 ездит порядка 300 машин (в начале года автопарк компании «Транссервис», которая занимается транспортированием ТКО, пополнился десятью новыми мусоровозами). Около 130 работают в Екатеринбурге, остальные – в других муниципалитетах. Проводим и работу по ликвидации несанкционированных свалок. За январь выявили 15 таких, и ещё четыре – за первую декаду февраля. Пока ликвидировали восемь. По законодательным нормам у собственника земельного участка есть 30 дней, чтобы он собственными силами устранил это нарушение, и по остальным срок пока не истёк.
Изучаем опыт других городов: недавно приезжал коллега из Нижнего Новгорода, приглашал на экскурсию. Съездил бы, но времени пока нет. Работаем со СМИ. Разместили информацию на бортах общественного транспорта, уличных билбордах и информационных стендах в шести с лишним тысячах многоквартирных домов, выпускаем методички.
– С января ЕМУП «Спецавтобаза» запустила горячую линию – с какими вопросами чаще всего на неё звонят и сколько она будет работать?
– До тех пор, пока будет востребованной, а с учётом того, что в январе на неё позвонили 6,5 тысячи человек, так и есть. Примерно десятая часть звонивших спрашивала о корректировке графиков вывоза мусора в частном секторе, также сообщали о фактах переполнения контейнерных площадок. Такое, к сожалению, бывает, особенно в Екатеринбурге, где доступ к площадкам перекрывают припаркованные автомобили. Приходится ждать, пока машину уберут. Внимательно относимся к таким ситуациям и в течение часа устраняем перезахламление. Для этого создали группу быстрого реагирования из четырёх автомобилей, которые страхуют Екатеринбург. У «Транссервиса» тоже есть бригады быстрого реагирования для выезда в другие муниципалитеты.
– У нас в редакции больше всего звонков – из отдалённых территорий и частного сектора. Почему там возникают проблемы?
– Трудности связаны с согласованием и корректировкой графиков вывоза мусора с местными администрациями. Из 34 муниципалитетов графики согласованы в 31. В трёх муниципалитетах они в процессе подписания. Это Пышминский городской округ, Байкаловский и Таборинский муниципальные районы. Проблемы возникают в тех населённых пунктах, где нет утверждённых администрацией контейнерных площадок, а помешковый сбор жителей не устраивает. Так произошло в посёлке Косулино Белоярского района. По закону установка контейнеров – это обязанность не регионального оператора, а собственника земельного участка, в данном случае – администрации. Когда возник такой вопрос, вышли на администрацию и вместе с населением решили, где лучше оборудовать площадку. Поскольку зимой мы этого сделать не можем, нашли соломоново решение – ставим своими силами временные баки, а весной заменим их на постоянные.
– А как быть совсем маленькими деревушкам в два человека, куда доехать сложно? Например, байкаловская деревня Яр, куда летом можно доплыть только на лодке, или белоярский посёлок Газета?
– В этом случае возможен помешковый сбор, а если мусоровозы физически не могут доехать в такие населённые пункты и данная услуга жителям не предоставляется, то квитанции им выставляться не будут.
– Много звонков из Екатеринбурга с вопросом: «Мы столько не мусорим. Можно ли перейти на оплату мусора не по нормативу, а по факту и что для этого нужно?»
– Жителям многоквартирных домов перейти на такую форму оплаты можно, но это требует соблюдения ряда условий. Во-первых, должна быть собственная контейнерная площадка, которая привязана к территории, где находится дом. Во-вторых, должен быть обеспечен раздельный сбор мусора. В-третьих, площадку надо внести в муниципальный реестр мест накопления ТКО. А в перспективе неплохо было бы огородиться забором, потому что этой площадкой скорее всего будут пользоваться жители соседних домов и юрлица, которые занимают первые этажи многоквартирных домов. И в итоге сумма в квитанции по факту будет больше, чем по нормативу, рассчитанному РЭК.
– А проблема с оплатой услуги по факту в садовых некоммерческих товариществах тоже из-за этого возникла? Садоводы не смогли договориться?
– Сотрудники «Спецавтобазы» готовы производить расчёты с СНТ по факту, и мы будем это делать. Но законодательно мы не имеем возможности делать это в тех товариществах, где нет контейнерных площадок. Садоводы должны обратиться в администрацию, которая определит место размещения такой площадки. Мы готовы временно поставить свои контейнеры, чтобы в перспективе в садовом товариществе появилась полноценная контейнерная площадка. И напомню, что переход на другую форму оплаты – по факту – носит заявительный характер.
– Ещё один вопрос от читателя: весной начнутся субботники. Куда теперь девать мусор, собранный на них?
– Будем ставить временные контейнерные баки в местах, оговорённых администрациями районов. Так же, как это делается во время крупных мероприятий, например Дня города. Затем регоператор соберёт весь мусор и вывезет его на полигоны.
– Планируется организовать дуальный сбор мусора – делить его на органические и неорганические отходы. Насколько это реально сделать в течение года? Будут ли люди поддерживать такой сбор, зная, что пока нет комплексов, где полезные фракции будут перерабатываться?
– Мы начали инвентаризацию контейнерных площадок, где установлены сетки для сбора пластика, затем займёмся их переоснащением. Думаю, к концу года к этому придём. Ближайшая перспектива – модернизация комплекса на полигоне «Широкореченский» и строительство нового на полигоне «Северный». Двух современных предприятий мощностью по 400 тысяч тонн будет вполне достаточно. И если раньше выборка полезных фракций в Екатеринбурге составляла менее 5 процентов, то строительство новых комплексов позволит этот процент поднять до 60 процентов и кратно увеличить срок работы обоих полигонов. Мы со своей стороны разрабатываем инвестпрограмму по строительству и модернизации МСК: до 15 марта представим её в правительство. Всего должно появиться семь МСК на нашей территории.
Чтобы привыкнуть к новой системе обращения с ТКО, нужно время. Только представьте: эта сфера в стране раньше не регулировалась. Но давайте шагнём на пятилетку вперёд, когда будут построены все мусоросортировочные заводы. Тарифы уйдут в сторону уменьшения, потому что в них уже не будет инвестиционной составляющей, скорректируются и логистические маршруты. Например, сейчас машина из Тугулыма везёт мусор в Камышлов, а это больше 200 километров.
И ещё мне бы очень не хотелось втягивать в реформу политическую составляющую. На митинге против неё в Екатеринбурге было много громких лозунгов, например, о том, что нужно запретить строить в Свердловской области мусоросжигательные заводы. Но это и так запрещено. С другой стороны, там были и общественники, экологи, мы приглашаем их к нам, на «Спецавтобазу», на дискуссию. Вспомните, как начиналась работа фонда капремонта, сколько было на первых порах вопросов? Так и здесь. Мера непривычная, но нужная. Хочется, чтобы наши дети и внуки жили в чистой стране.
По вопросам обращения с ТКО жителям Екатеринбурга и восточной зоны области необходимо обращаться по телефону горячей линии ЕМУП «Спецавтобаза» 8-800-775-00-96
Сюжет
"Мусорная реформа" в Свердловской области
С 1 января по всей России стартовала "мусорная реформа".