Как только на улице Лермонтова в Заречном были построены новые дома для переселенцев из ветхого и аварийного жилья, будущие владельцы сразу стали собирать деньги. Не на переезд и банкеты по случаю новоселья — на проведение независимой экспертизы. По словам жильцов, дома были построены на болоте с многочисленными нарушениями и для жилья непригодны.
С виду свежепокрашенные трёхэтажки вполне симпатичны — яркий фасад, пластиковые окна. Конечно, не сравнить с нынешним жильём — обветшавшими вахтовыми домиками, в которых протекают крыши и проваливается пол. Однако пока в новые дома переехала только половина жильцов. Остальные, хоть и сидят «на узлах», боятся тронуться с места. Ведь если переезжать — это уже навсегда, а обнаруженные просчёты нельзя назвать обычными строительными недоделками, которые легко устранить своими силами.
— Заплесневевшие обои и покоробленный линолеум — это мелочи, — рассказывает «ОГ» «новосёл» Ирина Моисеева. — Роковым стал тот день, когда проект кирпичного дома с высоким цоколем был заменён на проект сборного здания из теплоблоков. Поймите, мы не капризничаем, просто на болоте, где возвели эти дома, можно было строить только основательно, с надёжным фундаментом. А нынешние теплоблоки, уложенные без специального клея, уже пропитались влагой снизу и сверху.
По словам жильцов, сейчас в подвале стоит вода, а под линолеумом — мокрая цементная стяжка. После первого же дождя в одной квартире насквозь промокла стена, а в другой — выпало пластиковое окно, посаженное только на пену. В квартирах постоянная сырость, так что плесень, которую строители сейчас поспешно обрабатывают антисептиком, непобедима.
Однако первый замглавы администрации Заречного Виталий Першин никаких проблем не видит.
— Никакого болота там нет. Был парк, поэтому жители соседних домов нам полгода не давали строить, боялись лишиться места для выгула собак. Дома из блоков сейчас везде строят, и всё нормально. А что вы хотите — 30 тысяч рублей за квадратный метр? Как положено, провели аукцион, который выиграла компания из Екатеринбурга — ООО «Уральская строительная группа». Если что не так — они переделают, гарантия на дом пять лет. А что жильцы хотели? Программа переселения из аварийного жилья — не программа по улучшению жилищных условий. Вот переедут — и пусть вступают в другую программу, — заявил он.
Про улучшение жилищных условий чиновник вспомнил потому, что жители жалуются ещё и на то, что в проекте нового дома исчезла часть положенных им «квадратов». Новые квартиры построены без коридоров — входная дверь открывается прямо в комнату, поэтому жилая площадь увеличилась за счёт общей.
— Об этом обмане мы уже не говорим, просто устали бороться. Но въезжать в меньшую по метрам квартиру, которая уже непригодна для жилья, не хотим. Так считают 15 семей, — говорит Ирина Моисеева. Она инвалид второй группы, живёт в бараке вместе с мужем, дочерью, зятем и трёхмесячной внучкой, но пока переехать не решается, хотя вещи уже уложены.
Сейчас жильцы двух картир ждут результатов независимой экспертизы. Обследование одной квартиры стоит 35 тысяч рублей, «всем миром» удалось собрать только 70 тысяч. Параллельно жители отнесли заявления в суд — добиваться правды им помогают некоторые депутаты городской Думы и члены Общественной палаты.
Сюжет
Дом с плесенью
Построенные для детей-сирот и переселенцев из ветхого и аварийного жилья дома с плесенью на стенах и другими нарушениями.