Народному артисту СССР и Белоруссии, члену Союза композиторов, основателю и руководителю ансамбля «Песняры» Владимиру Мулявину 12 января исполнилось бы 75 лет. Певец, гитарист, аранжировщик и композитор родился и вырос в Екатеринбурге, в микрорайоне Уралмаш.
Здесь он получил образование (среднее и музыкальное), а также опыт концертной работы в различных оркестрах. В 2014 году в Екатеринбурге был открыт памятник Владимиру Мулявину, установлена звезда на Аллее звёзд около Театра эстрады и мемориальная доска на доме, где он жил. На открытии памятника Александр Пантыкин назвал Мулявина первым свердловским рокером. Не только первым, но и самым успешным. Мулявин добился такой известности, таких званий и наград, которых пока не добился ни один свердловский рокер.
Ансамбль «Песняры» стал, пожалуй, главным проектом Мулявина. Музыкант возродил и сделал популярной белорусскую народную песню, используя в аранжировке бит-музыку, рок и джаз-рок. Благодаря высокому профессионализму и яркому многоголосью «Песняры» стали кумирами советской молодёжи в 1970–80-е годы. Их диски продавались миллионными тиражами, песни регулярно звучали по радио и телевидению, ансамбль собирал многотысячные аудитории на стадионах и дворцах спорта, давая по несколько концертов в день. «Песняры» много выступали за границей, были лауреатами фестивалей в Польше, Болгарии, Германии, Франции, США, на Кубе.
«Песняры» – первая группа, которую Советский Союз отправил на гастроли по США в 1976 году в период сложных отношений СССР и западного мира. Газета «Вашингтон пост» озаглавила статью, посвящённую выступлениям «Песняров», так: «Русское вторжение на западном фронте рока», а журнал «Биллборд» опубликовал материал о группе под заголовком «Русские идут». После этого группа ещё не раз выступала в США.
Положительно отзывались о «Песнярах» музыканты группы «Битлз». Например, историческую фразу Джона Леннона: «Песняры» — величайшая группа мира» растиражировала вся западная пресса. Леннон говорил: «С «Песнярами» можно работать. Если мы будем выступать в СССР, то на разогреве у нас будут играть только «Песняры». Джордж Харрисон встречался в Америке с «песняром» Леонидом Борткевичем и приглашал группу участвовать в его музыкальном проекте «Прощай, двадцатый век!».
К сожалению, о свердловском периоде жизни Мулявина известно очень мало, «Музей истории уральского рока и музыкального оборудования» занялся исследованием свердловского периода жизни Мулявина.
Предки Мулявина были зажиточными сибирскими купцами, держали свои магазины, однако с приходом советской власти были раскулачены. Так отец Володи оказался на Уралмашзаводе. Он был простым рабочим, но хорошо играл на гитаре. Мать Володи работала на УЗТМ и швеёй, в молодости хорошо пела. В семье Мулявиных любили музыку, в доме была гитара, балалайка и домра. В домашних концертах Володя с братом аккомпанировали, а сестра пела.
В 1950-е годы Дворец культуры Уралмашзавода был для Мулявина вторым домом. Отец рано ушёл из семьи к другой женщине, мать много работала, чтобы содержать семью. Денег на учёбу в музыкальной школе не было, поэтому Володя пошёл заниматься музыкой в детский сектор Дворца культуры, где был струнный оркестр под руководством А.И.Навроцкого. Становление Мулявина как музыканта с самого начала происходило «внутри оркестра народных инструментов», и этот опыт потом пригодился ему при аранжировке народных песен в ансамбле «Песняры».
В 1950-е годы вместе с Мулявиным в трёх оркестрах этого Дворца культуры играл кларнетист и саксофонист инструментального ансамбля Леонид Завадский, приятель и сосед музыканта:
- Когда я пришёл в ансамбль, Володе Мулявину было 15 лет. Он был самый младший, но самый талантливый. Партию контрабаса Володя разрабатывал для себя сам, хотя для остальных музыкантов руководитель писал партитуры. Наш инструментальный квинтет аккомпанировал певцам, исполнявшим современные песни, выступая в ДК УЗТМ, летнем саду Уралмаша и на других площадках. Нас даже записывали на магнитофон, а потом крутили эти записи в летнем саду.
По воспоминаниям Завадского, после отчисления Володя с братом Валерием поехали поступать в Магнитогорское музыкальное училище и поселились там у родственников. Оттуда Володя написал письмо Завадскому с предложением присоединиться к ним. Завадский приехал и поступил в училище, а Володя не сдал литературу, и вместе с братом вернулся в Свердловск. В 1958 году он ушёл по собственному желанию из музучилища и устроился гитаристом в Тюменское областное концертно-эстрадное бюро.
В 1963 году после смерти матери Мулявин переехал в Минск по приглашению Минской филармонии.
В заводской газете Уралмашзавода за 1972 год мы нашли статью под названием «В цехе - ритмы Белоруссии». Оказывается, уже получив всесоюзную известность, «Песняры» дали концерт прямо на Уралмашзаводе в цехе № 15, ведь почти все родственники Мулявина работали на этом заводе. Дирекция вручила артистам памятный подарок – модель шагающего экскаватора.
Бурная концертная деятельность в стране и за рубежом постепенно отдалила Мулявина от малой родины. В Свердловске Мулявин стал бывать только на гастролях. На Уралмаше последний раз его видели (по нашим данным) в 1976 году, когда он заходил к Леониду Завадскому, но не застал его дома. Сосед потом передал, что «был Мулявин, тебя искал…».