Срубил дерево – посади два. Как делают бумагу

Была щепа…

Была щепа…

Недавно в Сыктывкаре прошёл пресс-тур руководителей российских региональных СМИ в рамках проекта АРС-ПРЕСС «Узнаем Россию вместе!» Корреспондент «Областной газеты» с большим интересом принял в нём участие, ведь здесь на Монди Сыктывкарском ЛПК делают и родную газетную бумагу.

Экологам просьба не беспокоиться. В самом деле, когда мы открываем газету или распечатываем очередную пачку бумаги для принтера, даже не задумываемся над тем, откуда эта бумага берётся. А в том числе и отсюда, с одного из крупнейшихо в России целлюлозно-бумажныхо комбинатов, без преувеличения можно сказать, лидера в этой отрасли. Вообще, за таким производством закрепилась не очень хорошая слава – и запахи не очень приятные, и стоки нехорошие, коих здесь немало вследствие особенностей технологии.

Да, так и было, но это сейчас уже не про Монди СЛПК. Сейчас это экологически чистое предприятие с практически безотходным производством. Кора деревьев, к примеру, и другие деревянные отходы идут в топливо для ТЭЦ, которая покрывает 17 процентов потребностей региона в электроэнергии.

Промышленные стоки проходят несколько циклов на непрерывно модернизирующихся очистных сооружениях и в конечном итоге уходят в реку, и эту воду можно пить, желательно только прокипятить. Более того, комбинат берёт на себя 96 процентов очистки хозяйственно-бытовых стоков Сыктывкара и близлежащих селений и предприятий.

Более 4,5 миллиона тонн древесины перерабатывается здесь в год. Почти половину леса комбинат заготавливает и вывозит из семи районов республики самостоятельно. Прямо на территории предприятия можно увидеть горы заготовленного леса. Такие запасы нужны здесь на весеннее время, когда закрываются дороги для тяжёлого автотранспорта, а комбинат останавливать нельзя. И другие горы можно увидеть на территории комбината – щепы хвойных и лиственных деревьев, которые идут в переработку по отдельности. Журналисты печатных изданий с удивлением узнали, что газетная бумага, оказывается, делается здесь исключительно из еловой древесины – такова технология. А самая востребованная на рынке бумага – офисная «Снегурочка». До 70 процентов бумаги идёт на экспорт в Китай, Индию, Турцию и Европу. Да и картон тоже в цене, и офсетная бумага. Немногим более миллиона тонн продукции в год выдаёт комбинат, давая работу с хорошей зарплатой почти пяти тысячам человек. И ещё один важный момент: на предприятии практически исключён ручной труд, будь то резка бумаги или выращивание сеянцев сосны и ели в лесопитомнике компании.

На бумаге всё должно быть гладко. Так как же всё-таки делают бумагу, которой мы пользуемся ежедневно дома и на работе? Есть два способа получить волокнистую целлюлозу – механический и химический. В Сыктывкаре издавна используют химию, но и без механических способов никак. Вся привезённая древесина измельчается до мелкой щепы и варится в специальных котлах. Полученное месиво проходит несколько промывок и поступает в сушильные машины, где раскладывается на металлические сетки, через которые отжимается вся жидкость. Это полотно проходит через несколько бумагоделательных машин – своеобразных прокатных станов – и доводится до нужной плотности. На выходе крутится огромный, в восемь метров длиной рулон белоснежной бумаги. На специальной машине он разрезается на рулоны покороче, и мы уже видим знакомые всем газетчикам рулоны для ротационных машин.

И ведь что характерно, не так уж и людно в огромных цехах – скоростными бумагоделательными машинами и другими агрегатами управляют автоматика и искусственный интеллект.

Замкнутый цикл. К замкнутому циклу здесь стремятся не только по части экологии. Арендуя лесосеки, Монди автоматически берёт на себя обязательство засадить вырубки саженцами по известному принципу: срубил дерево – посади два. Если раньше вырубали в основном хвойные леса и выборочно, то теперь в дело идут и лиственные породы. На вырубах не остаётся ничего, и туда высаживаются выращенные в собственном питомнике сеянцы сосны и ели. Когда стали возрастать объёмы производства, стало ясно, что закупать саженцы на стороне хлопотно и затратно. Приобрели оборудование и теперь не только закрывают свою потребность в саженцах, но и продают их. Когда журналисты расспрашивали сотрудников комбината, которые застали прежние времена: что же изменилось, отвечали: всё изменилось, но прежде всего появилась культура производства. Так трудно ли быть лидером по производству бумаги? Да, трудно, но выгодно и интересно

Комментарий

Юрий ЛАХТИКОВ, председатель правления Ассоциации организаций и предприятий целлюлозно-бумажной промышленности:

– У нас в России осталось 15 предприятий этого профиля, и половина из них или «на боку», или близки к банкротству. И мы всем приводим Монди СЛПК в пример по умению вести дело, организовать постоянно модернизирующийся производственный процесс, обучение персонала, решать социальные вопросы. Не получается – поезжайте и снимайте кальку, внедряйте всё это у себя…

…стала бумага

  • Опубликовано в №... от 19.07.2018 под заголовком «...»
Областная газета Свердловской области