Стюардесса из Екатеринбурга Екатерина СТОЛЯРОВА — победительница международного конкурса среди бортпроводниц Topstewardess, в котором участвовали более тысячи девушек из России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Накануне Восьмого марта корреспондент «ОГ» расспросил её о тонкостях работы в небесах.
— Екатерина, как вы попали в профессию?
— Это было в 2010 году. Мне было 18 лет, и я впервые полетела на самолёте. Конечно, увидела стюардесс и загорелась мечтой стать бортпроводником. Ну, а дальше всё просто — заполнила анкету, прошла собеседование и мандатную комиссию, на которой сидели начальник отряда бортпроводников, лётный директор — в общем, те люди, которые были непосредственно связаны с авиацией. Им хватало буквально пары минут, чтобы понять, сможет ли человек работать в авиации.
— Потом была медкомиссия?
— Да! Очень строгая! Наверное, только человека три из десяти могут её пройти. Ведь проверяют всё: давление, психологическую устойчивость, вестибулярный аппарат и т. д. У меня, к счастью, проблем ни с чем этим не было.
Екатерина Столярова: «Ежемесячный «налёт» стюардессы — 80 часов». Фото: Владимир Мартьянов
— Не последнюю роль, должно быть, играет психологическая устойчивость?
— Естественно! У нас постоянно проходят тренинги на тему, как реагировать и общаться с людьми, которые ведут себя как-то вызывающе.
— Стюардессы всегда ассоциируются с девушками модельной внешности. Есть правила, как должна выглядеть стюардесса?
— Макияж — оттенки пастельных тонов, но губы должны быть яркими. Никаких искусственных ресниц и сильного загара. На руках не должно быть колец (кроме обручального), лишних украшений или дорогих часов. На ногах — каблуки. Встречаем пассажиров, размещаем в салоне и провожаем их на 5–7-сантиметровых каблуках. А во время обслуживания в полёте — переобуваемся в обувь с каблуками в 2–3 сантиметра. Увы, варикозное расширение вен — профессиональная болезнь стюардесс. К счастью, у меня с этим проблем нет. Поскольку профессия очень сложная, на пенсию мы выходим достаточно рано. Кто-то остаётся работать в авиакомпании по другим направлениям, кто-то меняет сферу деятельности.
— Вы едите то, чем кормите пассажиров?
— На борту мы едим то же, что и пассажиры. Еда у нас полезная — несолёная и приготовленная на пару.
— У стюардесс есть карьерный рост?
— Сначала ты приходишь рядовым бортпроводником. Летаешь в экономклассе. Затем тебя переводят в бизнес-класс. Далее — старший бортпроводник. Следующий шаг — бортпроводник-инструктор. Он летает уже не 80 часов в месяц, как это требуют правила, а гораздо меньше. Но у них появляются другие обязанности — обучение новых бортпроводников. Потолок — начальник службы бортпроводников.
— Очень часто появляются новости об авиадебошах нетрезвых пассажиров на борту. Как боретесь с этим?
— Сначала — устное предупреждение. Если пассажир реагирует адекватно и перестаёт буянить, конфликт можно считать исчерпанным. В ином случае следует письменное предупреждение от командира корабля. Ну и на крайний случай — передача правоохранительным органам. Чтобы подобных новостей об авиадебошах стало меньше, по моему мнению, нужно увеличивать штрафы. И всё-таки, хочу отметить, хороших пассажиров у нас подавляющее большинство.
— Часто пассажиры-мужчины просят у вас телефончик?
— Частенько (улыбается). Но нам запрещено знакомиться. Бывает, нас находят в соцсетях. Хотя у нас на бэйджах написано только имя. Как находят — загадка.
— Аплодисменты в адрес пилотов раздаются после посадки. А для вас какая благодарность самая приятная?
— Иногда нам пишут какие-то тёплые слова. Очень мило, когда дети дарят тебе какие-то рисунки с самолётиками. Естественно, довольный пассажир — это самая главная оценка нашей работы.
- Опубликовано в №40 от 7.03.2018 под заголовком «Девушка высокого полёта»