Сто лет назад, 1 февраля 1918 года, прошёл объединительный съезд профсоюзных организаций Урала, что стало началом организованного профсоюзного движения в Свердловской области. Сегодня в областную Федерацию профсоюзов входят около пяти тысяч «первичек», объединяющих почти 650 тысяч человек. Как и сто лет назад, главным в работе нынешних профсоюзов остаётся отстаивание базовых для человека труда ценностей, таких как достойный уровень заработной платы, сохранение занятости, соблюдение социальных гарантий и условий труда. Как это происходит сегодня и чего добиваются профсоюзы?
Островок социализма
Хотите в среднем за месяц зарабатывать 63 тысячи рублей, а также иметь возможность получить жильё? Тогда вам надо идти… на машиностроительный завод им. Калинина. Профсоюзная организация на этом предприятии считается одной из самых сильных в области. Там умеют налаживать конструктивные отношения с администрацией, добились высокого уровня оплаты труда и широкого спектра социальных льгот для своих работников.
— У нас очень хороший, полноценный, объёмный коллективный договор, где есть раздел, касающийся социальных гарантий, — говорит председатель первичной профсоюзной организации завода им. Калинина Марина Никитина. — Все дети наших работников в летний период отдыхают в оздоровительных лагерях, ветеранов направляем в санатории-профилактории. Приобретается жильё для молодых специалистов, сначала на три года его дают им в аренду, если работник себя хорошо зарекомендовал, он получает возможность выкупить его в течение десяти лет. При этом не надо платить первоначальный взнос, а банковские проценты завод берёт на себя. Не зря нас считают маленьким островком социализма.
Кстати, членом заводского профсоюза является и генеральный директор предприятия Николай Клейн. Такое в крупных компаниях встретишь нечасто. Здесь объясняют это тем, что у руля предприятия находятся люди, становление которых прошло на их родном заводе. Поэтому, даже заняв высокие посты, они не отделяют себя от коллектива.
Благодаря профсоюзам почти 91 процент трудового населения Свердловской области имеет коллективный договор с работодателем. Фото: Павел Ворожцов
Забастовочные миллионы
Но гармоничные отношения профсоюза и руководства компании встретишь нечасто. Многим «первичкам» зачастую приходится конфликтовать с директорами, отстаивая законные права рабочих. Так было, например, на Качканарском горно-обогатительном комбинате, профсоюзная организация которого прославилась на всю страну своими акциями в защиту прав рабочих. Летом 2016 года, когда профсоюз Качканарского ГОКа (предприятие входит в ЕВРАЗ-холдинг) не согласился с новой системой оплаты, грозившей горнякам резким снижением их заработков, там началась так называемая «итальянская забастовка». Рабочие стали строго следовать всем инструкциям и предписаниям, это вылилось в значительное снижение выработки продукции и потери для компании. В конце концов руководство пошло навстречу, и конфликт был улажен.
— Приходится иногда идти на конфликт, но по-другому сегодня договариваться с работодателем не всегда получается, даже при хороших экономических показателях компании её собственники не желают делиться со своими работниками, — говорит председатель первичной профорганизации «Качканар-Ванадий» Анатолий Пьянков.
Здесь есть даже свой… «забастовочный фонд». По словам Анатолия Пьянкова, несколько десятков миллионов рублей лежат на депозитах, распоряжаться ими может лишь профсоюзный комитет в составе 25 человек. Основу фонда составили средства от удачно проданных когда-то акций ГОКа, которые принадлежали профкому. Теперь эти миллионы — весомый аргумент в трудовых спорах.
— Работодатель очень боится этих денег, — считает Анатолий Пьянков.
Именно из профсоюзного фонда были компенсированы потери рабочих во время их «итальянской забастовки». Как итог: средняя зарплата на Качканарском ГОКе одна из самых высоких в отрасли — 51 тысяча рублей, а членами профсоюза являются почти 88 процентов из более чем пятитысячного коллектива комбината. Это говорит о силе и авторитете организации.
Демонстрация рабочих Петроградского орудийного завода, июнь 1917 г. Как это связано с Уралом? В 1919 году завод перевели в Подмосковье, там он получил название «Завод №8 имени М. И. Калинина». В годы войны завод эвакуировали в Свердловск, теперь это - ПАО «Машиностроительный завод им. Калинина». В июле этого года заводу исполнится 152 года. На предприятии работают около двухсот династий. Фото из фонда музея боевой и трудовой славы ПАО «МЗИК»
«К нам едут за опытом»
Можно ли добиться от работодателя компенсации за вредность труда в крупных иностранных торговых компаниях? Профсоюзная организация екатеринбургских магазинов транснациональной компании МЕТРО доказала, что можно. Случай вообще невероятный, хотя бы потому, что в нашей торговле практически нет профсоюзов. Их пытаются уничтожить ещё в зародыше. В екатеринбургском МЕТРО профсоюз появился в 2010 году и сразу столкнулся с противодействием со стороны руководства.
— Начинали с конфликтов, теперь мы находимся в отношениях, более-менее похожих на социальное партнёрство. На данный момент обсуждаем вопрос о коллективном договоре, нам удалось убедить работодателя в его необходимости, — говорит председатель профсоюзной организации «Транснациональные сети» Александр Брусницын.
В прошлом году проф-союз добился индексации зарплаты на 8 процентов, в этом — на 3 процента. Многие работники получили дополнительную надбавку за вредность. Теперь в наш МЕТРО к профсоюзникам едут за опытом представители многих других торговых компаний. Кстати, любопытный факт: профсоюз «Транснациональные сети» — вообще единственный в российском сегменте компании МЕТРО и объединяет пять магазинов: три в Екатеринбурге и по одному — в Челябинске и Тюмени.
Профессорский профсоюз
Сегодня во многих организациях и учреждениях, где нет профсоюза, его стремятся организовать. На прошлой неделе организационное собрание прошло в Уральской консерватории. Инициатором выступил профессор, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Губернаторской премии Сергей Белоглазов.
— Многие преподаватели недовольны своими зарплатами, снижением нагрузки. Я выложил недавно в соцсетях бухгалтерский документ о моей зарплате, она составила 1 482 рубля в месяц, многие не поверили. Это — результат снижения нагрузки до минимума, в таких условиях находятся несколько других ведущих наших педагогов, — сказал он.
Профессор не видит других способов защитить свои права, кроме как отстаивать их через диалог между профсоюзом и руководством вуза. И в этом он не одинок. Профсоюз, как сто лет назад, доказывает, что в умелых руках — это мощное средство защиты интересов трудящихся.
- Опубликовано в №18 от 1.02.2018 под заголовком «Чего добиваются уральские профсоюзы?»