Михаил Аброщиков, тренер-преподаватель спорткомбината «Юность»:
— Однозначно сложно сказать, чего больше принесла нашей стране революция — положительного или отрицательного. В зависимости от того, с какой точки на те или иные моменты смотреть. Да, крестьянам обещали землю, а через несколько лет загнали их всех в колхозы. В какой-то мере это помогло решить сиюминутные проблемы государства, но посмотрите, в каком плачевном состоянии находится сейчас русская деревня.
Я согласен с Александром Блоком — революция была исторической неизбежностью. По-иному и быть не могло, если вспомнить, какой разврат и декаданс были в начале века в высшем обществе. А с другой стороны — о развращённом крестьянстве писал тогда Иоанн Кронштатдский. Вот и получили то, чего, к сожалению, заслуживали — и верхи, и низы.
Как у многих людей моего поколения, моё отношение к Великой Октябрьской социалистической революции в течение жизни менялось, и неоднократно. Понятно, что вначале оно было однозначно положительное.
Да и могло ли быть иначе, если кроме точки зрения, сформированной коммунистическим воспитанием, другой и быть не могло. Потом все мы стали читать журнал «Огонёк» Виталия Коротича, и отношение к событиям 1917 года стало более критическим. Но со временем вырисовалось уже взвешенное мнение с учётом всех известных за и против, да и из своего уже какого-то жизненного опыта — всякая революция это «Сатурн, пожирающий своих детей».
На сегодняшнюю нашу жизнь Великая Октябрьская социалистическая революция уже вряд ли оказывает серьёзное влияние — в нынешнем восприятии, я считаю, это уже чисто историческое событие наравне с войной 1812 года или Французской революцией. Я бы даже не стал напрямую связывать приход большевиков к власти с тем, что вскоре была одержана победа в страшной войне. Есть вещи более сильные, чем Сталин. Например, Божья воля.
В качестве примера приведу факт из истории моей семьи. Мой дед по отцовской линии в 1937 году был репрессирован, погиб в штрафном батальоне. Уже в 80-е годы на волне перестройки и гласности деда реабилитировали. Можно сказать, что он пострадал невинно, а с другой стороны, — он ведь когда-то, будучи революционным петроградским матросом, ломал в деревне церковь. Может, то, что случилось с ним потом — это наказание за революционные грехи юности?
- Опубликовано в №240 от 23.12.2017
Сюжет
100 монологов о революции
Что утратила и что обрела Россия в 1917 году? Размышления читателей «ОГ».