Культурный подъём стартовал именно тогда, когда крейсер «Аврора» дал свой исторический залп

Виталий Кулик, поэт, дизайнер, директор рекламного агентства:

— Советская цивилизация, выросшая благодаря Октябрю, задала высочайшую планку в эстетике восприятия мира и гуманистической направленности искусства. И продолжила, и творчески развила классическую европейскую культуру. Планка эта ныне в общемировом шапито всеобщего потребления является недосягаемой, а многими уже, увы, и не осознаваемой. И хотите вы этого или нет, но культурный подъём стартовал именно тогда, когда крейсер «Аврора» дал свой исторический залп.

Взять, к примеру, школу советской монументальной скульптуры, ныне убитую на корню. Я посетил около 35 регионов нашей великой Родины: обилие шедевров советской эпохи просто поражает. Посмотрите на памятник «Защитникам советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны» в Мурманске, на монумент «Родина-мать» в Волгограде или мемориал «Тыл — фронту» в Магнитогорске. У этих исполинских творений — филигранно выверенные линии, лаконизм, добавленный в нужной мере гротеск, символизм, пронизывающая идейность и идеалистичность. Всего этого нет и в помине в современных российских поделках в стиле «Челночник в турецкой кожанке с купленным на барахолке немецким автоматом» (это я про памятник Калашникову в Москве).

Другое несомненное достижение революции — градостроительство. Путешествуя по России, я вижу, как зарастают бурьяном и полынью стройные архитектурные замыслы советской эпохи. Широкие площади, проспекты, блистательные памятники сталинского ампира и конструктивизма. Парки. Власть заботилась о том, чтобы граждане могли не только работать, но и отдыхать в своих городах. Сейчас же всё это обрастает плесенью рекламных баннеров, ларьками и хаотично воткнутыми новостройками.

А современный кинематограф? Только с течением времени мы стали осознавать, какой кинематограф потеряли. Выдающаяся актёрская школа, блистательные сценарии и диалоги. Советские актёры в кадре могли полусловом, а то и просто молчанием, взглядом показать такую глубину сюжета, такую яркость чувств, какую нынешние режиссёры не могут достичь ни вульгарными декорациями, ни дорогими спецэффектами.

Советская школа мультипликации — это вообще явление уникальное в мировой культуре. Посудите сами: вместить в десятиминутный детский мультфильм глубину, философский подтекст, иронию, высокое духовное начало и при этом быть понятным и интересным детям — это почище «Фауста» Гёте будет. Нынешняя же анимация (не вся, конечно) оглушает детей красками, калейдоскопом событий, визгом и верещанием персонажей.

Литература. Вот скажи сейчас кому, что поэты (не комики или рэперы) могли собирать стадионы — ох и засмеют тебя! А ведь это было. И собирали. И слушали их, затаив дыхание. И был это тот случай, когда поэты пришли к власти — во всяком случае, над помыслами людей. И где это сейчас?..

  • Опубликовано в №210 от 11.11.2017 

Сюжет

100 монологов о революции
Что утратила и что обрела Россия в 1917 году? Размышления читателей «ОГ».

Областная газета Свердловской области