Везде можно искать и находить что-то хорошее, но в революции этого ничего нет

Репродукция плаката неизвестного художника «Интернационал. Кто был ничем, тот станет всем»

Репродукция плаката неизвестного художника «Интернационал. Кто был ничем, тот станет всем»

Борис Шапиро, заслуженный деятель искусств РФ, режиссёр, оператор документального и игрового кино:

— Моя точка зрения, скорее всего, не всеми будет принята, но я считаю, что революция ничего хорошего не принесла. Прошло сто лет, и в этом году мы должны ещё раз вспомнить важную вещь: революция расколола нацию и уничтожила лучших людей. А кто уцелел — навсегда покинул страну. Везде можно искать и находить что-то хорошее, но в революции этого ничего нет. И для меня никогда не будет.

Только подумайте, что последствия 1917 года растянулись на десятки лет вперёд. Гражданская война, Большой террор, а потом в послевоенное время была крупная антисемитская кампания. Мой отец, военный политрук, раненный на войне, в то время каждую ночь ждал, что за ним придут. Ждал ареста. Что в этом хорошего?

Революция 1917 года — это большая, огромная ошибка. Перед Первой мировой войной Россия была одной из самых экономически развитых стран в мире и набирала темпы развития, но революция отбросила нас назад. Назад на много лет. Хотя какая это революция? На самом деле — просто переворот.

Но самое для меня важное — это обманутые люди. Массе простых людей большевики дали много обещаний, но выполнили мало. А «замечательные» лозунги так ни к чему и не привели. Хотя фраза «Кто был ничем, тот станет всем» вполне оправдала себя. Действительно, много появилось людей, кто ничего из себя не представлял. А лучшие умы не имели никакой возможности повлиять не ситуацию.

Что же тогда Россия обрела после 1917-го? Можно подумать, к примеру, бесплатное образование и медицину. С одной стороны, это так. Но однажды я снимал известного экономиста Рубена Аганбегяна, который сказал такую фразу: «В мире товарно-денежных отношений ничего бесплатного быть не может. Если одному дают, значит, у другого забирают». Так и есть.

Правда, стоит отметить, что после революции, во время сталинского режима, появилась строгая цензура. В хорошем смысле этого слова. Тогда творили по-настоящему сильные личности — Сергей Эйзенштейн, Лев Кулешов, Яков Протазанов, Всеволод Пудовкин и другие. Кстати, я уверен (и не только я), что полное отсутствие цензуры порой губительно для искусства. Например, сейчас на нас с экранов сыпется такая «чернуха», что диву даёшься, как такое можно снимать?

  • Опубликовано в №145 от 10.08.2017 

Сюжет

100 монологов о революции
Что утратила и что обрела Россия в 1917 году? Размышления читателей «ОГ».

Областная газета Свердловской области