Олег Пироговский, предприниматель:
— Для меня революции 1917 года — это прежде всего трагедия. Трагедия не только для страны, но и для большинства семей. События Февральской и Октябрьской революций затронули миллионы людей. Кто-то был расстрелян в последующие годы, кто-то выслан.
На мой взгляд, однозначно утверждать, что сторонники переворотов были неправы, а сторонники монархии правы, нельзя. Царская власть и лично Николай II допустили огромное количество ошибок и довели революционные настроения до того, что даже приближённые к царю генералы предали его. Более того, даже члены царской семьи мечтали свергнуть царя и занять его место. К концу 1916 года в оппозиции по отношению к Николаю II оказываются почти все великие князья, которых на момент революции насчитывалось почти пятнадцать человек. Впрочем, ни один из ближайших к трону великих князей не стремился к государственным реформам и не имел поддержки со стороны какой-либо политической силы.
Царю надо было прислушаться к народу и поступить аналогично тому, как в своё время сделали правители Великобритании, а именно: согласиться на конституцию и парламент.
Но если размышлять, какой была бы страна без революционных событий и что потеряла из-за свершившегося переворота, то я думаю, что Россия упустила возможность стать лидером мировой экономики.
В то время наша страна по темпам развития экономики была как нынешний Китай. Мы могли бы дальше развиваться очень похоже — страна переходила от аграрной экономики к индустриальной, у нас была дешёвая рабочая сила.
В конце XIX века рубль был обеспечен золотом, после реформы Витте рубль фактически был одной из резервных мировых валют. Конечно, такого понятия ещё не было, но рубль активно использовался в международной торговле.
Были русские продукты, которые считались лучшими в мире, например, зерно (мы кормили всю Европу), уральская сталь (из которой сделана статуя Свободы), керосин. Рокфеллер в своей книге описывал, с каким трудом американский керосин конкурирует с российским, как трудно его компании соперничать с нашими предпринимателями из-за высокого качества выпускаемых в России продуктов, а также деловой активности наших компаний.
Достижения Советского Союза я бы начал отсчитывать после Великой Отечественной войны, когда начали вкладываться в науку, в космос, в оружие, машиностроение.
Что же касается восторгов по поводу форсирования индустриализации, то если не «кошмарить» людей с 1917 по 1937 год, то её можно было провести спокойно, без подвигов и жертв. И не надо было бы ничего форсировать, загоняя людей в лагеря. Лично мне жаль, что качественные перемены в государстве и обществе у нас происходят через резкие скачки и революции.
- Опубликовано в №137 от 29.07.2017
Сюжет
100 монологов о революции
Что утратила и что обрела Россия в 1917 году? Размышления читателей «ОГ».