Антонина Машковцева, руководитель нижнетагильской выставочной экспозиции музея истории, науки и техники Свердловской железной дороги:
— В начале XX века железнодорожный транспорт являлся относительно развитой отраслью хозяйства, выполнял основные объёмы перевозочной работы в стране. По протяженности железнодорожной сети Россия занимала первое место в Европе и второе в мире.
1917 год стал кризисным из-за перегрузок, связанных с движением воинских эшелонов, массовой миграции людей, бегущих от голода, неустроенности и войны. Разруха на транспорте нарастала быстрыми темпами. В октябре по сети железных дорог прокатилась волна демонстраций против политики Временного правительства. За переход власти в руки Советов высказались железнодорожники Красноярска, Челябинска, Харькова, Минска, Владивостока и других городов.
В результате Октябрьской революции железнодорожный транспорт перешёл в государственную собственность. Положение железных дорог в то время было угрожающим. Молодая республика потеряла громадную часть территории вместе с транспортом. Протяжённость железных дорог резко сократилась, было разрушено 86 больших мостов, выведено из строя 70 процентов паровозов и 15 тысяч вагонов. Транспорт оказался отброшенным по объёму перевозочной работы на 30 лет назад.
Военные и продовольственные перевозки стали главной задачей транспорта. Была введена военизированная охрана, учреждены революционные железнодорожные трибуналы. Совет труда и обороны образовал правления железных дорог, которые установили плату за все виды перевозок. Уже к 1926 году перевозки достигли довоенного уровня. Однако железные дороги были преимущественно однопутные, рельсы — лёгких типов, маломощные паровозы, двухосные вагоны, имеющие винтовую сцепку. Началась модернизация транспорта.
В числе первых в стране 7 ноября 1935 года открылось регулярное движение поездов на электротяге между Свердловском и Нижним Тагилом. Повсеместно шла замена шпал и рельсов. Локомотивный парк пополнялся новой, более мощной техникой. Возобновилось лесоразведение вдоль железнодорожной колеи. Заметно улучшались и другие показатели — грузооборот, пассажиропоток, скорости движения, нормы веса. Кроме того, все крупнейшие дороги были сделаны двухпутными, многие электрифицированы. Из числа крупнейших железнодорожных строек советского периода выделяются Турксиб, Трансполярная магистраль, БАМ. С 1956 года впервые в СССР началась укладка бесстыкового пути. За годы советской власти наше железнодорожное хозяйство было не только полностью восстановлено, но и коренным образом реконструировано на новейшей технической основе.
Стальная магистраль продолжает развиваться и представляет собой транспортный комплекс, в котором объединились прошлое и будущее в единое пространство истории России.
- Опубликовано в №122 от 8.07.2017
Сюжет
100 монологов о революции
Что утратила и что обрела Россия в 1917 году? Размышления читателей «ОГ».