Революция 1917 года изменила экономику всей планеты

Сергей Ивкин, поэт, художник, дизайнер:

— В моём понимании, революция как непосредственный процесс — это всегда трагедия. Но эта трагедия может дать совершенно разное эхо. И мне кажется, что именно у Великой Октябрьской социалистической революции эхо, как это ни парадоксально, было положительным. Потому что именно страх перед угрозой революции заставил очень сильно пересмотреть во всём мире само отношение к человеку. Как человек существует, как и почему он кому-то подчиняется или не подчиняется, в каких условиях человек может работать, а в каких он работать не должен. В некотором роде именно революция 1917 года изменила экономику всей планеты, затронув каждую точку земного шара. И это, безусловно было благое деяние. Это была практически такая христианская жертва, принесённая Россией — страна пострадала, взяла на себя чужие грехи. Через страх, через ломку привела остальной мир к преображению.

Впрочем, если взять нашу страну, то мы постоянно находимся в состоянии выживания в самых отрицательных условиях. Мы уже так приноровились к этому, и что бы с нами ни случилось, мы всё равно повернём это в свою пользу. В этом, наверное, особенность русской ментальности, что мы не боимся уже ничего. Каждую беду мы встречаем с готовностью не просто её преодолеть, но извлечь какую-то пользу. От того же 1917 года мы получили новую историю, которая ещё далеко не завершена, и всех итогов мы пока не увидели. Такое присутствие Ленина в нашей жизни — от разговоров до предметов быта — говорит о том, что мы эту историю для себя ещё не закрыли.

Есть один момент, который, пожалуй, можно отнести к положительным последствиям революции 1917 года для России. Дело в том, что в обществе было много инерции и безысходности. Революция дала веру в то, что человек действительно может что-то менять. Пришли поколения, убеждённые в том, что и маленький человек может вершить великие дела, не зависеть от других. И Ленин воспринимался как некий Мессия, который перевернул все существовавшие порядки.

Я встречаю очень много левой молодёжи, разговариваю и вижу, что они совершенно искренне верят в те идеалы, которые были 100 лет назад. Просто они обновляются, преображаются, дорабатываются. Общество сейчас очень нестабильно, и очень возможны новые встряски. Самое парадоксальное, что коммунистическая идея продолжает существовать параллельно с верой в Господа, которая у многих людей стала, к сожалению, уже скорее коммерческим проектом, чем чем-то искренним.

Я человек искренне православный, но при этом понимаю людей, которые придерживаются левых взглядов, я прекрасно общаюсь с буддистами. Для меня самое важное — это этические вопросы. Как один человек относится к другому. И заповедь Иисуса — относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе — по сути, остаётся важнейшей.

  • Опубликовано в №121 от 7.07.2017 

Сюжет

100 монологов о революции
Что утратила и что обрела Россия в 1917 году? Размышления читателей «ОГ».

Областная газета Свердловской области