«Красная бурда» представляет: Иван Колупала — древний славянский праздник.
Отмечался обычно летом, в июне-июле, когда Солнце вырастало до размеров Земли (День летнего равноземия).
Считалось, что ко дню Ивана Колупала земля набирает полную силу, а потому силу эту надо от земли брать. Мужчины, особенно богатыри и их кони, закапывались в землю по колено, по пояс. Молодых девок, страшных ликом, мазали землёй и грязью до неузнаваемости, а иногда окунали в землю с головой и задирали подол. Считалось, что в таком виде страшной девке легче будет найти до себя желающего или суженого, или контуженного.
После таких погружений и окунаний следовали омовения. На реку выносили всё бельё и зимнюю одежду, снимали с себя летнюю одежду и стирали вообще всё, стоя голышом и с посиневшими губами в студёной реке или озере. Потом разводили костры на берегу и всё выстиранное сушили у огня, а сами голые бегали вокруг, чтобы согреться.
Некоторые девки, кстати, не только бегали вокруг, но и прыгали через костер с целью эпиляции ног, а если повезёт, то и зоны бикини.
Кострам приписывалась мистическая очищающая способность. Якобы огня боялись ведьмы и прочая нечисть. Считалось, что испугавшись, злые колдовские силы собираются ночью на Капитолийской горе в Вашингтоне, в Лысом кабинете, и совещаются.
Согласно другим поверьям, на Ивана Колупалу ведьмы становятся особенно сговорчивы, и с ними в эту ночь хорошо прыгать через горящую постель.
Кое-где очищающие свойства огня понимали буквально, и бросали через костёр грязные овощи и фрукты, грязное бельё, наивно полагая, что они после этого становятся чистыми и нужно только смахнуть сажу и копоть и съесть очищенное или надеть.
Из этого вытекала ещё одна важная особенность колупальской ночи — очищающие клизмы. Получившие клизму парень и девушка брались за руки и терпели. А не стерпев, прыгали в реку.
За ними следовали и все остальные, кто уже согрелся и напрыгался у костра.
Купаться разрешалось во всех водоёмах, кроме тех, что были заражены русалками.
Согревшись и обсушившись по второму разу, девки начинали заниматься глупостями. Например, плести венки и бросать их в воду. Опуская венок в воду, девушка внимательно следила за его поведением. Если венок плывёт медленно, цепляется за осоку, значит, парень не торопится с женитьбой, а цепляется за каждый встречный сарафан. Если же венок крутится на месте и аж подскакивает на воде, суженый практически готов к браку. Если венок тонет, а потом всплывает — знать, жених будет запойный. Если венок плывёт против течения или запрыгивает на другой венок, то он и вовсе не жених.
* * *
Кроме Ивана Колупалы, у славян-язычников были и другие праздники. Назовём ещё три.
Иван Сусала. Другое (дохристианское) название праздника непечатно (литературная версия — Иван Хлебало).
К этому дню парни набирали полную силу и хлестали друг друга по сусалам. Особую роль при этом играли берёзовые колья. Девки водили вокруг избитых хороводы с визгливыми причитаниями, прикладывали к разбитым сусалам подорожник.
Иван Ёлыпала. Праздник был связан с древним культом Ели как символа лесной силы. В ночь на Ивана Ёлыпалу в лесу искали цветок ельника. Кто находил цветок ельника, тому открывались и клады глубокие, и коды замочные, и пароли заветные, и логины.
А те пары, что не находили цветка, просто рвали еловый лапник да и ложились на него. Укрывались лопухом. Если девушка не жаловалась, что колется, то у неё был шанс выйти замуж прямо в ночь на Ивана Ёлыпалу.
Иван Собирала. В праздновании Ивана Собиралы особую роль играли цветы. На цветах лежали, на цветах спали, на цветах ворочались, с цветов вставали, цветы рвали, цветами кидались, цветы ели и цветами же подтирались.
Как видите, все праздники у древних славян были похожи друг на друга и отмечались примерно одинаково: едой, любовью, гаданием и прыжками. Выходит, наши предки были беззлобными, наивными, прыгучими людьми. Немного жаль, что мы не такие.
- Опубликовано в №120 от 6.07.2017
Сюжет
"Красная бурда" в "ОГ"? Это смешно
Эта рубрика позволяет нашим изданиям партнёрствовать уже не один год. На радость читателям.