Полный отказ от наработанного в СССР опыта воспитания молодёжи являлся большой ошибкой

Андрей МОЗОЛИН, директор Центра «Аналитик» (Екатеринбург):

— Что утратила и что обрела Россия в 1917 году? Поскольку сфера моих профессиональных интересов всегда была связана с изучением пропаганды и управлением системами информационного воздействия, то и отвечать на этот вопрос я буду с этих позиций.

В этой сфере нам есть чем гордиться. В Советском Союзе была создана одна из наиболее эффективных систем интеграционной пропаганды в мире, чья основа была заложена фактически с первых дней после революции. Смысл интеграционной пропаганды состоит в том, что она направлена не на привлечение внимания людей к определённым проблемам, а на формирование норм и правил жизни в обществе, на интеграцию вокруг неких базовых ценностей. Эта система обеспечивала (до определённого времени) формирование своеобразного «ценностного» стержня, стабилизирующего общество.

У меня есть несколько любимых примеров. Почитайте «Законы пионеров Советского Союза». Кому не хотелось бы, чтобы наши сегодняшние школьники следовали такому правилу, как «пионер — надёжный товарищ, уважает старших, заботится о младших, всегда поступает по совести»? И это было нормой.

Задача интеграционной пропаганды как раз и состояла в том, чтобы создавать условия для формирования даже не столько коммунистических идеалов, но прежде всего — тех традиционных ценностей, которые бы обеспечивали нормальное проживание человека в обществе.

Не хотелось бы, чтобы сложилось впечатление, что я идеализирую советскую пропагандистскую машину. Это не так. Однако в последние годы мне всё сильнее кажется, что полный отказ от наработанного в СССР опыта воспитания молодёжи (октябрята, пионеры, комсомольцы) являлся большой ошибкой.

Анализируя ситуацию с технологиями социализации молодёжи, которые сегодня используются в Китае, США, Англии, Японии, можно отметить, что кое-что было заимствовано и эффективно адаптировано для своих стран. Начиная с таких развёрнутых комплексных систем, как, например, пропаганда американского образа жизни, которая рассчитана не только на молодёжь, а сопровождает человека на протяжении всей его жизни, и заканчивая японским опытом, где вне зависимости от религии, детей (6–7 лет — «октябрята»), подростков (10–11 лет — «пионеры»), юношей и девушек (13–14 лет — «комсомольцы») «посвящают» в буддистском или синтоистском храмах, приобщая к традициям и ценностям страны.

Когда-то в школах мы писали сочинения на тему «Герой нашего времени». И речь в них шла не о Печорине, а о тех, кого мы считаем, считали примерами для подражания. К сожалению, сегодня мы не только потеряли «советских» героев, но и не смогли обрести для себя новых, уважающих старших, любящих страну, ценящих труд и знания.

В последнее время мы много говорим о необходимости работы с молодёжью, повышении эффективности реализации молодёжной политики. Вот только зачастую забываем, что одними мероприятиями, разовыми проектами задачи, связанные с воспитанием молодёжи, никогда не решались. Нужна постоянная системная и комплексная работа, аналоги которой мы могли бы найти в нашем недалёком прошлом.

  • Опубликовано в №75 от 28.04.2017 

Сюжет

100 монологов о революции
Что утратила и что обрела Россия в 1917 году? Размышления читателей «ОГ».

Областная газета Свердловской области