После публикации в «ОГ» материала «Планеты со свердловскими именами» (12.04.2017 г.) читатели попросили нас рассказать, как именно происходили открытия «свердловских» астероидов. Мы нашли первооткрывательницу малой планеты №5781 BARHATOVA (названной в честь создателя Коуровской обсерватории Клавдии Бархатовой).
Астроном Людмила Журавлёва обнаружила астероид в Крымской обсерватории в августе 1990 года вместе с нашей землячкой Галиной Кастель. Именно Кастель предложила вновь открытой планете дать имя своего учителя Клавдии Бархатовой. Сегодня Кастель трудится в Институте прикладной астрономии РАН (в настоящее время находится в Австралии, сотрудничая с Институтом наук о Земле).
— Галина Кастель однажды приехала в Крым отдохнуть, а потом стала трудиться на нашей обсерватории, — рассказывает Людмила Журавлёва. — Наблюдения за звёздным небом мы делали той осенью вместе. Это очень трудоёмкая работа — и дело не только в том, что осенние ночи в Крыму холодные, а наблюдения за небом проводились именно ночью. Главное: открытие планеты не считается таковым, пока не рассчитана траектория её движения. Астероид, который впоследствии получил имя Бархатовой, до нас наблюдали в 1965, 1970, 1981, 1984 и 1987 годах. Но это были одиночные наблюдения, и открытием их не признали. А мы с Кастель трижды зафиксировали его и смогли рассчитать траекторию движения.
Полученные данные учёные передают в международный планетный центр. Затем в течение нескольких лет разные обсерватории мира ведут наблюдения за вновь открытыми небесными телами — рассчитанная траектория движения получает подтверждение, определяются точные элементы её орбиты, и только после этого Международный астрономический союз утверждает название для небесного тела.
— Я приступила к наблюдению за малыми планетами и кометами в мае 1972 года, — рассказывает Журавлёва. — Уже 14 июля я открыла свою первую малую планету №1959, которая затем получила название KARBYSHEV (в честь героя Великой Отечественной войны генерала Карбышева). При помощи телескопа в ясные ночи мы делали фотосъёмку участков звёздного неба — затем проявляли фотопластины, просматривали их, отождествляли заснятые объекты с открытыми до нас — все они публиковались в специальных атласах — и находили ещё неизвестные. Если удавалось заснять неизвестную, то в течение ближайшего времени снова наблюдали эту же область неба и снова изучали фотопластины. Сравнивая перемещения объекта, делали расчёт его пути. Обычно зимой наблюдения не велись, потому что в холодное время года обслуживать телескоп было сложно. Основную часть открытий делали с августа по ноябрь, поскольку в это время много ясных ночей.
- Опубликовано в №69 от 20.04.2017
Сюжет
Обратная связь
Каждый день в редакцию звонят и пишут наши читатели. Ответы на свои вопросы они могут получить со страниц газеты.