Борис Рижский, инженер-механик, г. Екатеринбург:
— До революции в стране существовал государственный антисемитизм: «черта оседлости», «процентная норма», погромы. Ещё в 1727 году Екатерина I велела: «Жидов в Россию не пускать!» (из Польши, например).Тем не менее евреям разрешалось говорить на своём языке, молиться своему богу. Евреи, как и все, воевали за Россию. Мой дед, Иосиф Абрамович Рижский, участвовал в Первой мировой.
После революции, уравняв народы, отменив все юдофобские ограничения, большевики впали в другую крайность: презрели все религиозные конфессии, разрушали храмы, в том числе христианские. В Свердловске сожгли синагогу. За изучение иврита сажали. Строилась так называемая единая общность — советский народ. Общность, впрочем, так и не построили — всё-таки национальная память сохранялась.
Мой отец рассказывал, что до Отечественной войны антисемитизма как такового в нашей стране не было. Во время войны — тем более. После Победы Сталин, считавший себя знатоком национальных вопросов, провозгласил здравицу в честь великого русского народа. Тем самым заложил очередную мину замедленного действия. И началось! Борьба против буржуазного космополитизма, убийство великого артиста Соломона Михоэлса, «дело врачей», расстрел еврейской культуры в августе 1952-го (Лев Квитко, Перец Маркиш, Ицик Фефер, Вениамин Зускин, Давид Бергельсон и др.). В Свердловске в 40-х—50-х некоторые литераторы-антисемиты требовали исключить из Союза советских писателей Иосифа Ликстанова, Беллу Дижур, Юрия Хазановича. Спас их Павел Бажов…
В новые времена государственный антисемитизм вроде исчез, но микробы его остались на уровне бытовой юдофобии. Я это почувствовал на себе: в начале 50-х меня не приняли в МАИ — Московский авиационный институт, хотя окончил я школу с медалью…
В нашем городе много известных, в высшей степени достойных людей еврейской национальности. Многие знают про главного ракетчика Урала Льва Люльева. На доме, где он жил, установлена мемориальная доска в его честь. Так же, но уже в здании медицинского колледжа, отмечена память известного врача Юрия Соркина. В литературе это Юрий Левин, Семён Шмерлинг, Герман Дробиз, Рина Левинзон, Александр Воловик, Марк Луцкий, Григорий Ботвинник, Давид Лившиц. Многие уехали из России, в том числе учёные, инженеры, врачи, музыканты. Это отнюдь не прибавило силы стране…
В этом году в один день 16 апреля праздновались Пасха православная и католическая. На эти же дни (с 10 по 18 апреля) приходится Песах, иудейская Пасха. Эти великие праздники не противоречат друг другу, скорее дополняют. Один из переводов слова «пасха» с греческого — «избавление». Повод задуматься о смыслах привычного и избавиться от национальных предрассудков, которые в иные моменты истории, в том числе и под воздействием «революционных» идей, бросали один народ против другого.
- Опубликовано в №67 от 18.04.2017
Сюжет
100 монологов о революции
Что утратила и что обрела Россия в 1917 году? Размышления читателей «ОГ».