Когда я сказал, что Средний Урал — край не медовый, мне показалось, что мой собеседник, Павел Шипицын, даже обиделся. Свою семью, у него с супругой Верой пятеро детей, он содержит за счёт мёда, который приносят ему его пчёлы.
Полёт пчелы
Семья Шипицыных живёт в Алапаевске, в пятнадцати километрах от города они арендуют деревенскую усадьбу, где и находится их пасека. Профессионально мёдом Павел занялся лет семь назад, до этого работал инженером-конструктором на местном заводе «Стройдормаш». Как-то взялся помочь мужу своей сестры на пасеке, и с тех пор «заболел» пчеловодством. Ушёл с завода, создал свою пасеку, которую по меркам нашей области можно считать довольно крупной — у него около ста пчёло-семей. Говорит, что всё в жизни происходит не случайно, и его увлечение пчёлами тоже.
— У меня к природе, к животным интерес был ещё со школы, — признаётся он.
— А пчёлы разве не насекомые? — вставляю реплику.
— Для меня они животные, в том смысле, что от слова живые, — говорит Павел.
От него узнаю массу интересного о пчелином мире. Например, среднерусская пчела, которую он держит, очень зимостойкая, но злобливая.
— Даже хозяина кусает?
— А для неё нет хозяина.
Самый эффективный медосбор для пчёл простирается на расстоянии двух-пяти километров — в таком радиусе от пасеки они собирают пыльцу и нектар. Но могут летать и за десять километров. Вот только большого мёда от таких пчелиных прогулок ждать не приходится. Обычно на Среднем Урале взяток с улья за сезон составляет около 20 килограммов. Но в хороший год можно и за 60 килограммов мёда получить с пчелосемьи. Такой результат даже для медоносного Алтая хорош. К сожалению, на Среднем Урале погода, извините за каламбур, — не мёд. В такие сырые и холодные медосборные сезоны, что случались у нас в 2014 и 2015 годах, местные пчеловоды чуть ли не плакали. И всё же в нашем мёде тоже есть своя изюминка.
Цена на мёд не меняется уже 3-4 года. Сказывается падение покупательского спроса населения — сетуют пасечники. Фото: Алексей Кунилов
Вкус мёда
— У нас в Свердловской области можно получать великолепный луговой мёд. Благодаря разнообразию медоносов он у нас получаетcя бесподобным по вкусу, — говорит Павел Шипицын.
Он утверждает: медо-сборные условия у нас намного хуже, чем на Алтае, в Башкирии. Там можно получать сортовые меда — с гречихи, с рапса, с донника, с липы, чего у нас сделать невозможно. Ну нет у нас обилия той же липы, посевов гречихи. Даже наш рапс не даёт мёда нужного качества. Правда, в иные годы уральские пасечники ощущают в своём мёде присутствие, скажем, аромата липы. Но он слабовыраженный, и липовым такой мёд назвать нельзя. И всё же на Среднем Урале тоже есть с чего собирать качественный мёд.
— Ранней весной в деревнях цветут яблони, вишни. Много цветущего одуванчика, у речек — ивняка. В начале июня цветут малина, клевер, луговые травы. Наши основные медоносы — это луг, его разнотравье, что не всегда найдёшь на юге, где все поля распаханы. И ещё: Урал примечателен тем, что у нас бурный взяток — принос нектара пчёлами в улей. В иные дни пчёлы приносят в улей до 10–11 килограммов нектара. Всё потому, что мы — северная медоносная провинция, в условиях короткого лета происходит бурное цветение растений да плюс ещё длинный световой день, — рассказывает Павел.
По его словам, такой мёд особенно ценен, ведь для выживания в северных условиях растениям приходится мобилизовать все свои ресурсы. Эти полезные вещества передаются и мёду.
Заботы пасечника
Сейчас у пчеловодов наступает горячая пора.
— Первое после зимы, что мы уже сделали, это откопали из под снега ульи. Сейчас начинаем очищать донышки ульев. Надо спешить. Пчёлы начнут собирать пыльцу уже в 20-х числах апреля, — говорит мой собеседник.
Кстати, для Урала, по его словам, характерна лишь одна качка мёда. Отбирают мёд в начале августа, после этого соты ставят в медогонку, раскручивают её и посредством центробежной силы выкачивают из них мёд. Пик торговли мёдом приходится на зиму. Павел Шипицын продаёт свой товар на местном рынке, изредка выезжает в соседние города. Конкуренция на этом поприще очень большая. Говорит, что выручает то, что сложился круг своих покупателей, но пробует реализовать продукцию пчеловодства и через социальные сети. Зимой также мастерит бруски для рамок, изготавливает холстики для этих рамок.
— Если покупать всё в магазине — денег на жизнь не останется — рассуждает он.
За сезон наш пасечник продаёт около тонны мёда. О планах наращивания производства высказался так:
— Я больше нацелен на рост профессионализма. У меня недостаточно хорошо идёт подготовка к медосбору, нужно освоить на высоком уровне вывод маток для того, чтобы новые семьи как можно раньше появлялись и раньше включались в работу.
Комментарий
Олег ПРОСЯННИКОВ, директор ООО «Медовая компания»:
— Потребители хотят, зайдя в магазин, иметь широкий выбор продукции. Это касается и мёда. Наша компания как раз нацелена на то, чтобы покупатель получал такое разнообразие: мы предлагаем мёд, взятый с приморской липы, с кубанской или ростовской акации, горный или таёжный мёд Алтая, из других регионов. Мы фасуем мёд без его расплавления, делаем это вручную, что позволяет сохранять в нём все полезные компоненты. Продукция «Медовой компании» представлена во многих торговых сетях, таких как «Кировский», «Монетка», Елисей», «Яблоко», также мы работаем с оптовиками по всему Уральскому региону. Наш фирменный магазин «Медок» расположен в Екатеринбурге по адресу Авиационная, 48 а.
- Опубликовано в №64 от 13.04.2017
Сюжет
Со вкусом
Всё о вкусной еде и людях, которые её создают.