- Опубликовано в №298-299 от 31.07.2012
31 июля в 1853 году на Верх-Исетском пруду в Екатеринбурге был спущен на воду колёсный пароход «Лебедь».
Пароход на сравнительно небольшом пруду – это, конечно, экзотика («Лебедь» был первым и, возможно, единственным, но вот паровые машины и котлы для них действительно строились у нас).
Ещё в начале 40-х годов XIX века англичанина Питера Тэта, который работал в России по контракту как главный механик Уральских горных заводов, заинтересовала заброшенная Мельковская золотопромывальная фабрика, от которой остался комплекс помещений и гидравлические сооружения. Он добился разрешения на строительство на её месте частной «механической фабрики для приготовления разного рода машин». Так, в 1844 году, появилось «Мельковское механическое заведение Тэта», на котором была построена машина для первого на Урале парохода (он так и назывался – «Урал», и был спущен на воду на Каме, за два года до «Лебедя»).
А после того как в 1871 году Тэт продал своё предприятие другому англичанину – Гасперу (по-русски – Егору) Ятесу, производство таких машин продолжалось, и Ятес-младший, Том (по-русски – Фома) даже получил на Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке в 1887 году серебряную медаль Горного департамента «за тщательное приготовление паровых машин».
Кстати
Завод Ятеса выпускал машины для пароходов вплоть до 1917 года, а сами пароходы служили ещё очень долго – например, вышедший с верфи в 1910 году пароход «Отец», переименованный в «Карла Либкнехта», служил в Иртышском пароходстве до 1963 года.
После революции завод Ятеса стал называться «Металлист», а ныне это одна из площадок «Уралтрансмаша».
Сюжет
Этот день в истории области
"ОГ" рассказывает о событиях, произошедших в этот день на территории Среднего Урала или с участием наших земляков