- Опубликовано в №120 от 06.07.2016
Справочник «Династия Демидовых» написан известным в Нижнем Тагиле металлургом и краеведом Николаем Мезениным. Каждая его работа — это серьёзное исследование, приправленное занимательными фактами. Мы попросили автора поделиться секретами нескучного изучения истории и рассказать, что лежит в основе его жизненного и творческого долголетия.
— Врачи считают, что главные кирпичики долголетия закладываются в юности. Признавайтесь, берегли себя в молодые годы?
— Моя молодость пришлась на военное время. Учился в техникуме, на практике работал подручным сталевара на заводе имени Куйбышева, всё лето — на сельхоззаготовках. Много работы — мало еды. Вот так «берёг» себя. А когда окончил техникум и вуз, пришёл к мартеновской печи и 17 лет от неё не отходил. Пыль, духота, огромный перепад температур — все «условия», чтобы стать долгожителем.
— А как освоили писательскую профессию?
— Пришёл в библиотеку НТМК, попросил книгу о всех заводах Урала, а мне библиотекарь ответила, что такой нет, и посоветовала: сам съезди да посмотри на заводы. Так я и поступил. Два летних отпуска потратил на экскурсии. Коллеги на море, а я в Магнитогорск, Кушву, Пашию… Тридцать заводов насчитал. И открыл для себя множество удивительных фактов. Увлёкся, стал изучать всё, что связано с железом. Печатался в журналах. Первая книга «Занимательная металлургия» вышла в 1967 году. Затем был сборник о знаменитых металлургах, а книгу «Занимательно о железе» перевели и опубликовали в Германии и Болгарии.
— Я даже знаю, почему книги имели такой успех. Их написал не дилетант, а человек, погружённый в тему, хорошо знающий практику и теорию чёрной металлургии. Вы ведь имеете научную степень, многолетний опыт преподавания.
— В педагогическом институте я сначала читал лекции после работы. Закончится ночная смена, соскребёшь с себя грязь щёткой и спешишь к студентам в аудиторию. В 1968-м меня пригласили преподавать там историю техники, а в следующем году я защитил диссертацию по теме «Основные этапы и тенденции развития металлургии железа». Защита шла в Институте истории естествознания и техники РАН три часа — вдвое дольше, чем обычно, и вызвала серьёзную дискуссию в комиссии.
— Вызывать споры — это, похоже, ваш конёк.
— Я доволен, что практически на каждую публикацию приходило много откликов. А после выхода в середине 70-х годов статьи в журнале «Техника — молодёжи», посвящённой будущему металлургии, бывшие коллеги не на шутку на меня обиделись. Я осмелился предсказать скорый закат родного мне, но ставшего экономически ущербным, мартена. И оказался прав. Сегодня там, где высились трубы двух мартеновских цехов НТМК, пустая площадка.
— Как в эпоху развитого социализма вам удалось публиковать работы об эксплуататорах рабочего люда — династии Демидовых?
— Мы много путешествовали с супругой. В 1975 году побывали во Флоренции. В галерее Питти стоял я перед большим конным портретом Анатолия Демидова кисти Карла Брюллова и думал, что непростительно жителю Нижнего Тагила так мало знать о великих горнозаводчиках. Вернувшись, начал сбор материала. А насчёт эксплуататоров вы правы. Не жаловали их в советское время. Только я подошёл к этому дальновидно. Взял отдельную тему — премии, учреждённые Демидовыми для нетитулованных учёных, и отдал работу в издательство «Наука», где принципы классовой принадлежности отслеживали не так строго.
— Демидовы интересуют и других историков. Чем отличается ваш подход к этой теме?
— Да, есть труды Игоря Юркина, Евгения Неклюдова, Алексея Мосина. Но я хотел показать не только значение династии в развитии отечественной промышленности, но и огромный вклад Демидовых в культуру страны, её науку и образование. Такой разносторонний подход получил одобрение представителей рода Демидовых, с которыми я встречался — Нины Григорьевны и Александра Павловича.
— Далеко не каждый в 90 лет может похвастаться исключительной памятью, смелостью мысли и чёткостью изложения её на бумаге. В чём ваш секрет?
— Помогала и давала силы жизненная терпеливость (не путать с равнодушием). Сыграло свою роль и умение точно определять круг интересов. Если считал, что тема неподвластна мне — не брался.
Сюжет
«Старшее поколение»
Об активной жизни людей предпенсионного и пенсионного возраста.