- Опубликовано в №50 от 24.03.2016
У выпускников школ остаётся последняя четверть, чтобы подготовиться к ЕГЭ и определиться с будущей профессией. Очевидно, кому-то не хватит баллов, чтобы поступить на дневное отделение выбранного вуза, а кто-то вынужден зарабатывать деньги сразу после школьной скамьи. Тогда можно выбрать очно-заочную форму обучения, которую также называют вечерней, в екатеринбургских вузах она достаточно распространена.
Кстати
- По данным Росстата, в вузах страны обучаются 5,2 миллиона студентов, из которых по очно-заочной форме – 158,5 тысячи человек.
- Наибольшее количество студентов-вечерников было в 1981 году – 401 тысяча (общее количество студентов тогда было 3,05 миллиона человек).
- Очно-заочные факультеты есть в 12 вузах Екатеринбурга. Количество студентов там существенно меньше по сравнению с факультетами очного образования. К примеру, по данным начальника отдела информационно-аналитического мониторинга, лицензирования и аккредитации Уральского федерального университета Светланы Шадриной, в 2015 году выпуск УрФУ составил 8 511 человек, из которых по очной форме обучались – 5 393, по заочной – 2 873, по очно-заочной – 245 человек.
В чём сильные и слабые стороны такого образования? Помочь разобраться в этом мы попросили декана вечернего факультета Уральского государственного юридического университета Владимира Кукушкина.
– Владимир Михайлович, какое главное преимущество у студентов, которые учатся по вечерам?
– Все мы живём в стремительном ритме и стараемся успеть как можно больше. Вечерняя форма обучения позволяет оптимизировать собственное временное пространство. День можно использовать по своему усмотрению, поскольку занятия начинаются в 18.40, только по субботам – в 15.00. У студентов бывает по две пары три или четыре раза в неделю. Есть ребята, которые днём учатся в одном вузе, а вечером – в другом, то есть успевают получить одновременно два образования. Кто-то днём занимается творчеством, но большинство студентов-вечерников, конечно, работают.
– Не мешает работа учёбе?
– Зачастую, наоборот, помогает, потому что многие работают по специальности. К примеру, секретари в судах, помощники юристов и адвокатов – это, как правило, студенты юридического университета. Полученные знания они тут же применяют на практике, а практика, в свою очередь, помогает лучше осознавать теорию. К моменту получения диплома у них уже большой опыт за плечами. Те, кто получают второе высшее образование, изначально знают, зачем пришли в вуз. У нас это, как правило, сотрудники правоохранительных органов, службы судебных приставов. А дефицит времени только дисциплинирует.
– Вы выпускаете бакалавров?
– Да. В прошлом году выпустился последний курс, который обучался по программе специалитета. В прошлом году мы выпустили 229 специалистов. Для сравнения: на всех факультетах очной формы обучения был 1 741 выпускник. На дневном отделении срок обучения по программе бакалавриата – четыре года, у нас – четыре с половиной, потому что в неделю у нас меньше учебных часов. В УрГЮУ на вечернем факультете магистратуры пока нет.
Студентов-вечерников можно разделить на две категории. Это вчерашние школьники, которые получают первое высшее образование, кстати, они вместе со студентами дневного отделения активно участвуют во всевозможных спортивных, творческих и прочих внеучебных мероприятиях. Вторая категория – люди постарше, многие из которых уже имеют один диплом.
– Не дают ли преподаватели им поблажки с учётом того, что люди днём устали на работе?
– Отношение абсолютно такое же, как к очникам. Поэтому, к сожалению, и с вечернего факультета мы регулярно отчисляем студентов – тех, кто не справляется с учёбой или потерял к ней интерес.
– Кто чаще выбирает вечернюю форму обучения?
– На стороне девушек небольшой перевес, возможно, потому, что для юношей есть один существенный минус: отсрочки от армии на вечерних факультетах нет. Это наследие тех времён, когда считалось, что по вечерам образование получают взрослые люди, для которых вопрос об армии в силу возраста не имеет значения. Но ведь и плюсов немало. Во многих вузах на очно-заочных факультетах, как и на дневных, существует бюджетная форма обучения, и проходной балл там существенно ниже. К примеру, в нашем вузе в прошлом году у очников средний проходной балл на бюджет был – 247, а у нас – 210. При договорной основе стоимость обучения по вечерам почти в два раза ниже: у нас семестр – 34,55 тысячи рублей. Отличники при наличии свободных бюджетных мест могут перейти с платного обучения на бесплатное.
Мнения
Елена Таращук, представитель рекрутинговой компании «HeadHunter»:
– По результатам исследования нашей компании, для каждого четвёртого работодателя важно, как был получен диплом – с помощью дневного или вечернего обучения. Они аргументируют это тем, что на очных факультетах студенты получают больше знаний. Но это касается только тех, кто находится в самом начале карьеры. Для 64 процентов работодателей опыт кандидата важнее его диплома.
Насима Мокеенко, директор средней школы № 1 города Заречного:
– Для меня не имеет значения, как человек получал образование – очно, заочно или на вечернем факультете. Если ему не хватает каких-то знаний, их можно получить, уже работая. Для этого созданы методические объединения, к тому же в школах существует наставничество.
Алексей Пырин, директор по персоналу ЕВРАЗ НТМК:
– В большинстве случаев форма обучения не играет роли. Важны компетенции и мотивация. Часть кандидатов приходят на комбинат без профильного образования и проходят обучение непосредственно на производстве и в учебном центре. Если работник хочет продолжить учёбу, комбинат оплачивает обучение в вузе, которое как правило, предполагает вечернюю форму.
Мария Козловская, сотрудница МФЦ (Екатеринбург):
– Я – выпускница вечернего факультета УрГЮУ. Думаю, нам, вечерникам, было сложнее, чем тем, кто учился днём: много времени отводилось на самостоятельную работу. Но при этом воспитывались самодисциплина и ответственность. Спрашивали с нас строго, за время учёбы мне ни разу не удалось списать. А госэкзамены многим из моей группы пришлось пересдавать через полгода.
Елена Колчина, студентка очно-заочного отделения Института социальных и политических наук УрФУ:
– У учёбы в вечернее время единственное преимущество – возможность совмещать её с работой. Существенный минус – недостаточное количество времени для общения с преподавателями. Книги – это здорово, но возникают вопросы, и хотелось бы получать ответы на них от живого человека. Сейчас УрФУ переходит на электронный образовательный ресурс, мы будем дистанционно получать информацию и отправлять контрольные работы, то есть будем ещё реже встречаться с преподавателями.
Игорь Сагарадзе, декан факультета очно-заочного обучения Уральского государственного архитектурно-художественного университета:
– Плюсы – возможность работать днём и более низкая плата по сравнению с дневным платным обучением. В нашем вузе на вечернем факультете бюджета нет. Но оплата дешевле за счёт того, что у вечерников меньше аудиторных часов, а это – минус.







