«Очень хочется в Советский Союз...»*

Источник: wikimedia.org

Источник: wikimedia.org

  • Опубликовано в №047 от 19.03.2016

25 лет назад, 17 марта 1991 года, состоялся Всесоюзный референдум о сохранении СССР. Свердловск стал единственным в России городом, который проголосовал против сохранения Союза (такого мнения придерживались 62,4 процента горожан) – то есть, по сути, за распад страны. В целом Свердловская область разделилась на два почти равных лагеря: 49,3 процента за СССР и 47,9 процента – против. Мы спросили у наших земляков, как они голосовали тогда и как проголосовали бы сейчас?

«Очень хочется в Советский Союз...» - название песни российско-украинской группы «Ундервуд»

Сергей Константинов, профессор Уральского государственного юридического университета, доктор исторических наук, полковник в отставке:

– Не помню уже, почему, но я тогда не голосовал, какая-то непринципиальная была причина. Доведись проголосовать сейчас, однозначно высказался бы за сохранение СССР. Да, страна остро нуждалась в реформировании и политической системы, и экономики, но зачем же было партию так резко запрещать? Посмотрите на Китай: партия осталась руководящей силой, а экономика развивается абсолютно по капиталистической схеме и темпами, которые нам и не снились. И к своей истории китайцы бережно относятся. Я был недавно в этой стране. Да, все прекрасно сознают пагубность культурной революции и политики Мао Цзедуна, в результате которых погибли миллионы человек, но отдают должное этому незаурядному человеку – везде его портреты, свободно продаются цитатники, никто не рушит его памятники…

Сергей Полыганов, председатель комиссии по развитию жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры Общественной палаты Свердловской области:

– Прекрасно помню, как мы жили в 1991 году, время было непростое. Экономика страны находилась в очень тяжёлом положении: в магазинах пустые полки, невозможно купить многие, даже элементарные, продукты. На мой взгляд, для всех республик выход из состава СССР был единственным способом выжить. В тот момент по отдельности было проще справляться с кризисом. Поэтому я голосовал за выход РСФСР из состава Советского Союза. И если бы я сейчас смог вернуться в 1991 год, проголосовал бы так же. Однако в настоящее время с учётом тех реалий, что мы имеем, – чрезмерного давления, оказываемого на нашу страну Западом, высокой стоимости энергоресурсов – думаю, напротив, нужно объединяться, поддерживать и расширять Таможенный союз. Сейчас, чтобы легче было двигаться вперёд, всем бывшим республикам СССР надо встать плечом к плечу. А по одиночке нас могут сломать, как прутья веника.

Фарух Мирзоев, лидер общества таджикской культуры «Сомон», председатель Ассоциации национально-культурных объединений Свердловской области:

– Сам я тогда голосовать не мог в силу возраста, но все мои родственники высказались за сохранение СССР, в Таджикистане за это высказались 92–93 процента населения. Думаю, и сейчас бы проголосовали за возвращение в СССР обеими руками. Ностальгия по прежним временам, когда были бесплатными медицина и образование, практически не существовало коррупции, сильна до сих пор.

Анатолий Гагарин, директор Института системных политических исследований и гуманитарных проектов, доктор философских наук:

– В 1991 году я голосовал за сохранение СССР и точно так же проголосовал бы сегодня. Потому что это было условием для спасения не только целостности государства, но и его эффективности. Кстати, Президент РФ Владимир Путин назвал распад Советского Союза геополитической катастрофой конца ХХ века. И сейчас ведётся поиск новых форм объединения на основе иных принципов, потому что принцип, заложенный Лениным, – право наций на самоопределение – был заведомо ущербным. Это и послужило в какой-то мере фундаментом для распада страны. Если вновь создавать Союз, делать это нужно на совершенно иной основе. Но готовы ли к объединению жители и руководство бывших союзных республик? Думаю, пока не готовы, но рано или поздно, может быть, лет через 50 или 100, они всё равно к этому придут.

Елена Скуратова, руководитель общественной организации «Возвращение»:

– 25 лет назад я не принимала участие в референдуме, но сейчас бы я однозначно проголосовала против развала СССР. Ведь в Советском Союзе была построена отличная инфраструктура, страна полностью себя всем обеспечивала и торговала с другими государствами. Общество было толерантным к разным народам, и все были уверены в завтрашнем дне. Советский Союз в течение многих лет приращивал территории, так почему мы должны были их терять? Кто позволил нашим правителям за нас решать, кому какие земли раздавать? Лучше от этого расточительства не стало. Например, сейчас на Холме Славы в Западной Украине покоятся останки уральского героя Николая Кузнецова, и в связи с последними событиями совершенно неясно, что с ними дальше будет.

Дмитрий Москвин, кандидат политических наук, руководитель образовательных программ ГЦСИ:

– Результаты этого референдума представляли собой объективный срез настроений людей того времени. К 1991 году уже было ясно, что Советский Союз в том виде, в котором он существовал, больше сохраняться не может, нужны новые механизмы, которые смогут удержать союзные республики в одном правовом поле. Однако народу не дали возможности подумать и обсудить варианты развития ситуации. А ведь им пришлось принимать серьёзные и судьбоносные решения! В год, когда проходил референдум, мне было десять лет, поэтому я, конечно, не принимал участия в голосовании. Но если бы была такая возможность, то, скорее всего, проголосовал бы против сохранения СССР. Тот период жизни мне запомнился дефицитом продуктов и не самыми приятными моментами в бытовом плане.

Раиса Бобкова, председатель Полевского совета ветеранов:

– И тогда я проголосовала за сохранение СССР, и сейчас бы так же проголосовала – чтобы все 15 республик были вместе. Но наши руководители тогда мнением народа пренебрегли, и ничем хорошим это не кончилось. Прибалты ушли – не жалко, коли они нацистов пригревают, а вот южные республики мне жалко, особенно Казахстан, где я родилась. Моя родина вдруг стала зарубежьем. И можно ли было предположить 25 лет назад, что так сложно всё станет с нашими братьями-украинцами? До 1991 года дружба народов вовсе не была пустым звуком, она была естественным состоянием огромной страны!

Салават Губаев, директор Национально-культурного комплекса села Аракаево:

– Не помню, голосовал ли я тогда. Но сегодня проголосовал бы за сохранение Союза. Я служил в Германии, в Потс­даме, и у нас были казахи, русские, татары, узбеки, таджики, украинцы, евреи, белорусы – и все были братьями, единым советским народом. Сегодня мы это ощущение братства потеряли, и это серьёзная утрата.

Сюжет

Мысли по поводу
Раз в неделю на страницах «ОГ» свердловчане делятся с земляками своей точкой зрения на счёт актуальных событий, новостей и тенденций.

Областная газета Свердловской области