Бур нуналэн!* Кыче ужъёсыд?*

«Бурановские бабушки» заняли первую строчку в рейтинге самых популярных удмуртов, опубликованном на одном из ижевских сайтов. Фото: buranovskie-babushki.ru

«Бурановские бабушки» заняли первую строчку в рейтинге самых популярных удмуртов, опубликованном на одном из ижевских сайтов. Фото: buranovskie-babushki.ru

  • Опубликовано в № 010 от 22.01.2016

Один из коренных народов Среднего Урала — удмурты. Проблема происхождения этнонима «удмурт» до конца не выяснена. Достаточно прозрачна только основа – мурт, морт, которая означает то же, что и «ары» – человек, муж, мужчина». «Характерные черты этого народа — сдержанность, терпеливость, трудолюбие, излишняя, может быть, скромность. Удмурты обычно без проблем встраиваются в общество, но бережно хранят свои традиции, обычаи, обряды и язык», – объясняет солист удмуртского ансамбля «Азвесь гур» («Серебряная мелодия») Свердловского государственного областного Дворца народного творчества Ринат Рахимзянов.

Справка «ОГ»

  • Численность удмуртов в Свердловской области — около 14 тысяч человек (0,32 процента населения).
  • Основная религия — у многих христианство (православие), вместе с тем сохраняются самобытные формы дохристианской этнорелигии.
  • Удмуртское национально-культурное общество «Эгес» («Круг друзей») действует в Свердловской области с 2003 года.
  • Наиболее известные удмурты в России: музыкальный коллектив «Бурановские бабушки» (второе место на «Евровидении-2012»), Галина Кулакова (лыжница, 4-кратная олимпийская чемпионка, 9-кратная чемпионка мира, 39-кратная чемпионка СССР), Борис Ложкин (инженер, возглавлял работу по проектированию кремлёвских звезд), Светлана Смирнова, председатель Ассамблеи народов России, депутат Государственной Думы III и IV созывов, Менсады́к Гари́пов (заслуженный художник РСФСР, 16 его картин хранятся в Третьяковской галерее и музеях Америки, Италии, Израиля), Кузебай Герд (поэт, учёный, драматург, фольклорист, литературный критик, лингвист), Владимир Владыкин (Омель Лади, всемирно известный удмуртский этнограф, почётный гражданин Удмуртской Республики, поэт, публицист, доктор исторических наук). В Свердловской области известны Евгения Вахрушева (почётный председатель СООО «УдНКО «Эгес», журналист, инициатор организации удмуртской воскресной школы), Зинаида Кадрова (педагог школы №25 в Верхней Пышме, общественный деятель, один из организаторов удмуртского воскресного класса «Ласточка» и факультатива по изучению удмуртского языка и литературы в Каменске-Уральском).
  •  Исконно удмуртские имена:
  • Мужские: Пужей, Тюрагай, Эрик.
  • Женские: Чужым, Чачабей, Инзы, Италмас.

Привязать сына к дому

Недавно Ринат вместе со своим музыкальным коллективом был в Верхней Пышме: провожали в армию молодого солдата Никиту Соколова. В этом городе вот уже 10 лет существует удмуртский воскресный класс «Ваёбыж» («Ласточка»), где дети разного возраста через фольклор и декоративно-прикладное искусство знакомятся с языком и национальной культурой. Никита Соколов был первым, кто записался в этот класс, когда его открывали. А потом стал первым призывником из тех, кто там учился, и на военную службу его решили проводить в соответствии с национальными обычаями.

Родители накрыли стол, где среди множества угощений были традиционные табани (толстые блины из кислого теста) и перепечи (корзиночки из пресного теста с разнообразной начинкой), а также освящённая каша. Гости угощались, говорили будущему солдату напутственные слова, а затем был совершён традиционный обряд.

— В соответствии с ним в матицу — потолочную балку — вбивается серебряная монета с тесёмочкой. Серебро у удмуртов символизирует чистоту в делах, помыслах, отношениях. Достать монету должен сам солдат, вернувшись после службы, — рассказывает председатель Свердловской областной общественной организации «Удмуртское национально-культурное общество «Эгес» Марина Ягуткина. — Затем все три раза обходят накрытый стол по движению солнца, исполняя трогательные прощальные песни. Участники ансамбля «Азвесь гур» и нашего детского музыкального коллектива «Чингыли» («Звоночек») пели так, что невольно слёзы на глаза наворачивались. После этого будущему солдату родственники дарят вышитые полотенца, и одно из них мать привязывает к ножке стола. Считается, тем самым она сына к дому привязала, и он непременно вернётся.

Ген хлебопашца

Подобных обрядов у удмуртов немало. Возможно, потому что этот народ, приняв в большинстве  христианство и следуя православным традициям, продолжал вместе с тем поклоняться и своим древним богам — создателю мироздания и всего живого на земле Инмару и покровителю земли и плодородия Кылдысину.

Праздники

  • Йо келян (проводы льда). Во время ледохода парни и девушки собирались на берегу реки, пели, плясали, зажигали на льдинах костры.
  • Тулыс геры (весенняя соха). Этот обряд сопровождал начало весенней пахоты. После моления выезжали в поле, распахивали небольшой участок, стелили на землю скатерть. Снова совершали моление и начинали первый сев. Вместе с зерном по полю разбрасывали яйца, одно из них закапывали для Му-Кылчина (Ангела земли), остальные потом съедали.
  • Гырон быдтон (завершение вспашки). Принято праздновать не сразу после сева, а в начале июня. В этот период молятся не в храме, а на природе, не рвут цветы и луговые травы. Зато играют свадьбы и устраивают молодёжные гулянья с хороводами, играми, соревнованиями, скачками на лошадях.
  • Сизьыл кисьтон – обряд поминовения предков. Поминальные обряды удмуртов можно разделить на общественные (родовые) и семейные. Семейные обряды проводятся каждый четверг. В этот день с утра пекут табани (блины), перепечи (ватрушки из пресного теста), варят суп непременно из петуха, топят баню и моются в ней, вспоминая самых близких умерших по имени, а вечером после бани в кругу близких родственников пьют чай с выпечкой, снова вспоминают предков и недавно умерших. Родовые обряды проводятся два раза в год (тулыс кисьтон и сизьыл кисьтон) .

— Раз в году, в последнее воскресенье июня, по традиции совершается великое моленье Инмару: люди молятся за то, чтобы были мир, здоровье, благополучие и богатый урожай. Так сложилось, что в последние годы самые массовые моления проводят удмурты, проживающие на территории Башкирии: туда съезжаются гости из разных регионов и даже из Финляндии, — рассказывает Марина Ягуткина.

По её словам, помимо двух верховных божеств, удмурты почитают и других богов, например Вукузё — хозяина воды, Бусыкузё — хозяина  лугов, Нюлэсмурта — хозяина  леса. Поэтому удмурт никогда не скажет: «Человек — хозяин природы, природа — не храм, а мастерская». Природа для него — именно храм, он не будет относиться к ней потребительски.

— Старики учили пользоваться благами природы разумно и с благодарностью. «Срубил дерево, скажи «cпасибо» лесу», — говорили они. Кроме того, существовали и до сих пор существуют определённые табу. Нельзя, например, рвать в лесу купавки и саранки, а если выкопал саранку, чтобы посадить у себя на участке, нужно положить на то место, где она росла, кусочек хлеба, — говорит Марина Ягуткина.

Кухня

Табани: Понадобится 400 граммов пшеничной муки, 200 граммов молока или воды, 50 граммов масла, 1 яйцо, 20 граммов дрожжей, соль по вкусу. Вечером замесить тесто. На следующее утро его следует перемешать. Табани выпекают на сковороде как блины. Их очень вкусно есть со сметаной и вареньем, мороженым и повидлом.

Хлеб для удмурта — священный продукт. По словам нашей собеседницы, считается, что самая серьёзная клятва — когда человек клянётся хлебом, положа руку на каравай.

— Возможно, это потому, что в каждом удмурте есть ген хлебопашца, — говорит она. — А ещё есть старинная пословица: «Добывай хлеб, работая». И удмурты к любой работе, что на поле, и вне его, как правило, относятся с большой ответственностью. Думаю, не случайно в разных регионах, в том числе и в Свердловской области, многие любят удмуртскую продукцию, к примеру, молочную. Я и сама по возможности стараюсь покупать удмуртские продукты. Ведь добросовестность работников напрямую влияет на качество товаров, а удмурт, даже если ему зарплату не платят, довольствуясь малым, всё равно старается работать на совесть.

Евгения Вахрушева, почётный председатель СООО «УдНКО «Эгес» рассказала о таком случае:

— Колхоз в селе Патруши в 50-ые годы был совершенно развален. Приехавшая удмуртская семья из Юкаменска Удмуртской республики, увидев запустевшие земли чернозёма, начали их обрабатывать. К ним стали присоединяться вновь прибывшие удмуртские семьи. Они подняли колхоз и сделали миллионером. Позже в этот колхоз стали вози гостей из заграницы, показывали, как надо работать. Впервые тогда в Свердловской области ввели хозрасчёт, это были первые шаги к рыночной экономике. Вся инфраструктура была создана на деньги полеводов, животноводов колхоза. И сегодня Патруши живут и процветают. Где удмурт появляется, там оживает производство.

— К труду в удмуртских семьях принято приучать с раннего детства. Девочек учат рукоделию, ведению домашнего хозяйства, а мальчика — мужской работе. Что бы ни случилось, если есть у удмурта клочок земли, он её обработает, избу поставит, быт обустроит. И всё своим трудом, — утверждает Ринат Рахимзянов.

Сам он многое умеет делать своими руками, в том числе — лапти плести. Этому научил его отец, который подростком в военные и послевоенные годы не одну сотню лаптей сплёл для односельчан и жителей соседних деревень, у которых не было возможности приобрести другую обувь. Лапти, которые плетёт Ринат, расходятся как сувениры.

Участники ансамбля «Азвесь гур», как и «Бурановские бабушки», любят фольклорные песни на родном удмуртском языке. В центре с баяном — Ринат Рахимзянов. Фото: архив «Эгес».

Словарь

  • Бур нуналэн!* — добрый день!
  • *Кыче ужъёсыд? — как дела?
  • Ойдолэ тодматском — давайте познакомимся
  • Кызьы нимды? — как вас зовут?
  • Ваньмыз умой! — всё хорошо!
  • Яра — нравится
  • Чебер — красота
  • Тау утялтэмдылы — спасибо за гостеприимство
  • Мон тонэ яратисько — я тебя люблю
  • Нянь — хлеб

Сюжет

«Народы Урала»
В Свердловской области в мире и дружбе проживают более 160 национальностей. Раз в две недели рассказываем о самых многочисленных из них.

Областная газета Свердловской области