- Опубликовано в № 008 от 20.01.2016
Администрация Гаринского ГО покупает пассажирский катер стоимостью более 10 миллионов рублей, который будет перевозить жителей отдалённых посёлков Пуксинка, Новозыково, Новый Вагиль и Шабурово. Новое транспортное средство заменит старенький теплоход «Пелым», который давно нуждается в ремонте. Готовь телегу… то есть катер, зимой, поэтому уже сейчас муниципалитеты начали ревизию водного транспорта: кто-то ремонтирует старый, кто-то покупает новый.
Мы спросили у местных депутатов, есть ли на их территориях речной транспорт и пользуются ли они им?
Сегодня речной транспорт используют в восьми муниципалитетах области. Одна его часть задействована с апреля по октябрь, другая — только во время паводков. Расстояния, которые приходится преодолевать, варьируются от нескольких сотен метров до 30 километров. В зависимости от длины и востребованности маршрута выбирается и разновидность транспорта — буксирный катер с паромом, пассажирский катер или моторная лодка. Транспортные средства находятся в ведении администраций, проезд для местных жителей, как правило, бесплатный.
Обычно во время разлива рек в территориях используют паромные переправы, которые доставляют до соседнего берега не только людей, но и их автомобили. Фото: Станислав Савин
Раньше ходил теплоход
Исторически речное сообщение было развито в северных районах области из-за их удалённости и отсутствия дорожной инфраструктуры. Полвека назад в Тавде существовала единственная в регионе судоверфь, которая обслуживала около 100 пассажирских, буксирных и грузовых плавательных средств. Помимо множества местных маршрутов, которые соединяли поселения, существовали и междугородние. С годами речной флот стал умирать, люди пересаживались на более быстрый автомобильный транспорт. Теперь в области речные перевозки остались только между отдалёнными посёлками.
Ещё два года назад между поселениями Таборинского МР ходил теплоход «Заря», вместимостью 80 человек. Содержать его было довольно затратно, и администрация от него отказалась. Сейчас район по-прежнему остаётся лидером речного движения в области. Здесь целых пять единиц речного транспорта: два буксирных катера, два парома и один пассажирский катер. Буксирные катера с паромами одновременно перевозят автомобили и людей: летом суда стоят на берегу, в зимнее время находятся в Тавдинском речфлоте, где их перешвартовывают, красят, латают и готовят к очередному сезону.
— Был ряд причин, по которым мы отказались от «Зари»: во-первых, судно постоянно ломалось, а во-вторых, было очень габаритным и из-за этого долго шло по маршрутам. Сейчас таких проблем нет, — поясняет главный специалист администрации Таборинского МР по организационным вопросам Ольга Кельбиханова. — Переправа пользуется большим спросом не только у местных жителей, но и у отпускников — многие приезжают сюда летом за грибами.
Два парома ходят между деревнями Пальмино и Городок в Кузнецовском СП и между деревнями Озёрки и Чеур в Унже-Павинском СП. От деревни Унже-Павинской до Чеура и Пальмино ходит катер.
Экипаж из местных жителей
Небольшой пассажирский катер в Унже-Павинском СП (входит в состав Таборинского МР) появился несколько лет назад — пять миллионов на его приобретение выделило областное правительство. Транспортное средство находится в ведении сельской администрации, для управления им пришлось создать даже специальное муниципальное учреждение. В нерабочее время он стоит прямо на берегу, чтобы с судном ничего не случилось, администрация наняла охранника.
— В сезон катер ходит трижды в неделю. У нас чередуются два маршрута: первую неделю он идёт до Новосёлово, вторую неделю до Чеура, — рассказывает замглавы Унже-Павинского СП Василий Жучков. — Кроме трёх раз в неделю, катер ходит по запросам местных жителей. Кстати, экипаж — это наши унже-павинские ребята, которые получали специальное образование и работают здесь около трёх лет.
Переправляют даже одного пассажира
В Слободо-Туринском МР речной транспорт охватил все три сельских поселения — Слободо-Туринское, Сладковское и Усть-Ницинское. В последнем с появлением моста через реку большая необходимость в катере отпала, поэтому администрация обменяла его… на четырёхместную моторную лодку. Спрос на переправу в деревни Жирякова, Черемнова и Лукина остался, но не таким большим. Поэтому лодка совершает четыре регулярных рейса, но работает, даже если переправиться нужно единственному пассажиру.
— Мы решили не отказываться от речных перевозок, но делаем это сейчас в небольших масштабах, — поясняет замглавы Усть-Ницинского СП Надежда Волохина. — Если ехать из райцентра до нас через мост, приходится наворачивать лишних 70 километров, а на лодке напрямую — в разы быстрее.
В Сладковском СП речной транспорт вовсе оставили в качестве сезонного: паром выпускают только во время разлива реки. В Байкаловском МР небольшой катер на четырёх человек тоже работает только во время паводков — в апреле и мае. Как отметил замглавы поселения Алексей Снегирёв, администрация планирует заменить катер на более современный.
— Сегодня практически во всех муниципалитетах организовано автомобильное сообщение, — поясняет начальник отдела развития транспорта министерства транспорта и связи Свердловской области Юрий Кожевников. — Популярность речного транспорта в области падает — это нормально. Но и сегодня есть муниципалитеты, где водные рукава для перевозок местных жителей использовать рационально, и пока альтернативы нет, катера будут ходить.