Бехатон*, да не совсем он…

Диагноз эксперта: брак очевидный, плитка использованию не подлежит. Фото: Станислав Богомолов

Диагноз эксперта: брак очевидный, плитка использованию не подлежит. Фото: Станислав Богомолов

*Бехатон (от немецкого «Behaton») — изначально название немецкой фирмы, производящей железобетонные изделия, в том числе и тротуарную плитку. Со временем оно стало нарицательным для обозначения тротуарной плитки как вида бетона.

Прямо скажем, с бехатоном мы пролетели. Решили было на даче выложить несколько дорожек – чтобы по грязи не шлёпать. Ско­оперировались с соседом, он и фирму нашёл в Среднеуральске, где эта тротуарная плитка была вроде подешевле. Выложили первую дорожку…

Но радовались до первого ливня. После него почти на половине плиток выступили жёлтые пятна из песка, потом его стало вымывать и появились каверны. А в одном поддоне вся красная фигурная плитка разваливалась от лёгкого удара резиновым молотком-киянкой. Полное безобразие. Кинулись к производителю. Тот приехал, почесал репу, как говорится, и заявил: «Ну везите обратно, заменю…» Легко сказать! Собирать бракованные бруски обратно в поддоны, нанимать грузовик с манипулятором…

Сразу вспомнилась история с бехатоновым бумом в Екатеринбурге в начале двухтысячных. Город буквально за одно лето "переодели" из асфальта в аккуратную нарядную плитку. Но не обошлось без подвоха. Плитку из мелкозернистого бетона, которая внезапно обрела популярность, не нужно сертифицировать - не удивительно, что производители начали на ней экономить. В итоге мы получили пёструю картину: то красиво, то просто безобразно. Единственное, что изменили производители – плитке придали эффект «шагрени», то есть шероховатости.

Так как же на самом деле надо его делать, этот бехатон, чтоб не ломался, не выкрашивался, не скользил? Обратился к эксперту – руководителю одного такого предприятия в Верхней Пышме – Юрию Кошелеву. Плиткой он занимается ещё с 90-х годов прошлого века и даже был награждён за её качество серебряной медалью на одной из уральских выставок. На встречу я заодно и черепки свои прихватил – для экспертизы. Диагноз был вынесен сразу:

– Плитка вибропрессованная. Где каверны – это плохой размес, то есть цемент с песком толком не перемешали. Но звук от постукивания звонкий, значит, состав нормальный. Может, кусочки глины попали – значит, плохо просеяли. Не знаю, где они берут песок. Если камышловский, то там глина попадает. Мы, к примеру, берём песок у старателей, после драги, он априори чистый, – рассказал Юрий Кошелев. – Красная плитка, что разваливается от лёгкого удара на две продольные половинки, пострадала от неправильного режима прессования. Однозначно брак, который должны были увидеть и при извлечении из формы, и при укладке в поддоны. Человеческий фактор… И у меня брак бывает, до трёх процентов это считается нормой, а вот больше – надо уже что-то с оборудованием делать: ремонтировать, менять. Каверны эти «лечить» бесполезно, никакой клей не поможет. Вода всё равно попадёт, станет льдом, дальше сами знаете, что будет.

– Юрий Михайлович, часто встречаются участки, где плитка целёхонька и рядом – полная разруха. Это производитель виноват?

– Чаще всего, но не всегда. Есть ведь и технология укладки. По идее, вода должна проходить через щели, заполненные песком, и через подушку из него же, а потом через щебень в землю. Грунт надо выбирать так, чтобы был уклон, куда вода пойдёт. Почва-то у нас на Урале в основном глинистая. Не будет вода уходить – плитка снизу начнёт разрушаться, вспучиваться. И потом, она не терпит никаких солей, основной скрепляющий элемент в цементе – кальций. Насыпьте всякой химии, пойдёт реакция.

– А как надо правильно делать тротуарную плитку?

– Во-первых, точное соблюдение пропорций чистого песка определённых фракций, цемента и пластификатора. Бытует мнение, что производитель экономит на цементе. Это не так, заведомый брак будет. И больше нормы сыпать нельзя – это не тот случай, когда кашу маслом не испортишь. Во-вторых, режим сушки играет большую роль. Три дня минимум надо сушить, а лучше – 27. А потом бетон будет только крепчать…

Областная газета Свердловской области