Нужен ли запрет на зарубежное программное обеспечение?

Фото: Фото: Александр Зайцев

Фото: Фото: Александр Зайцев

Госдума намерена ограничить импортное программное обеспечение (ПО) в госсекторе и на стратегических предприятиях. Дело в том, что госсектор вынужден ежегодно платить западным разработчикам за лицензии, чтобы использовать их продукты с закрытым программным кодом. Это 180 миллиардов рублей ежегодно. Предполагается, что после принятии закона будет сформирован реестр отечественного ПО, и только включённые в него поставщики смогут участвовать в госзакупках.

В этой инициативе важна не только финансовая сторона, но и наша информационная безопасность. Уж больно крепко подсела Россия на Майкрософт и иже с ними, меж тем, нет никакой гарантии, что это ПО не работает против нас. Решит ли эту проблему предлагаемый законопроект?

Дмитрий Астрецов, кандидат технических наук, профессор кафедры радиоэлектронных и телекоммуникационных систем ИРИТ-РТФ УрФУ:

— Ограничить, а лучше вообще исключить — это правильно. Но с чем мы тогда останемся? Отечественного-то базового программного обеспечения нет. У нас есть своё ПО только по отдельным, узким направлениям, вроде бухгалтерской 1С. Конечно, вопросы национальной безопасности важнее даже излишних затрат на импортные программы. Их использование таит в себе возможность контроля над работой госорганов и предприятий, да и простых людей. Если уж канцлера ФРГ американцы прослушивали, то о чём тут говорить? Кстати, тут не всё так просто: хотели бы германские спецслужбы — защитили бы линии связи, технически это не так уж сложно. Известная «Лаборатория Касперского» ставит в доступных сетях не только антивирусную защиту. Другое дело — абонентская связь. Вот где много желающих к перехвату информации. Но и здесь можно защититься. Наша кафедра более 40 лет занимается исследованиями работы по обеспечению информационной безопасности абонентских участков. А что вы хотите — идёт настоящая радиоэлектронная война, да и промышленный шпионаж ещё никто не отменял.

Александр Власов, старший инженер отдела внедрения систем защиты информации компании «СКБ Контур»:

— Проблема в утечке информации есть. Большинство компаний-разработчиков собирают данные для статистики и улучшения качества продукции. Угрозу представляет потенциальная возможность доступа к таким данным, например, по запросу спецслужб. Многие иностранные компании честно заявляют о том, что их продукты собирают и передают информацию, но некоторые занимаются тем же «втихаря». Например, недавно вышедшая операционная система Windows 10 собирает больше данных, чем говорится в пользовательском соглашении. Исследования показывают, что пользовательская информация продолжает уходить на неизвестные серверы даже после полного отключения функций её передачи.

Полный запрет на покупку ПО я считаю слишком радикальным. Написать отечественную «операционку» можно, но это будет стоить больших денег и потребует много времени. Лучший вариант — использовать программы с открытым кодом. Их принцип в том, что разработчики со всего мира участвуют в создании продукта, ищут и исправляют ошибки. В основе многих наших программ лежит свободное ПО, уровень безопасности у них хороший.

Виталий Бердышев, главный научный сотрудник Института математики и механики УрО РАН (в недавнем прошлом директор института):

– Об отечественной базовой ПО надо было правительству ещё лет десять назад озаботиться! Есть ведь у нас и светлые головы, и технические ресурсы. Смогли же для оборонки создать свои операционные системы. В итоге сейчас Майкрософт из России качает не только деньги, но и информационные ресурсы. И не секрет, что новомодные смартфоны и айфоны делают то же самое - никто толком не знает, какие программы там заложены. Возьмут и выключатся все враз. Что делать будем? Ограничение закупок импортных программ - дело нужное, но ведь от этого многие простые пользователи пострадают.

Магаз Асанов, кандидат физико-математических наук, директор Института математики и компьютерных наук УрФУ:

— Использование зарубежного ПО может привести к утечке данных за рубеж, к его авторам и владельцам. В России в основном используются продукты Майкрософт, который не декларирует все условия своей работы. За рубежом, кстати, используют другие операционные системы, гарантирующие тайну данных.

Мы можем создать для страны своё ПО. Сегодня Россия экспортирует их за рубеж огромное количество. Основным зарубежным рынком для российских компаний являются США и страны СНГ, в целом российское ПО экспортируется в страны Евросоюза, арабские страны, Латинскую Америку и Африку. И объёмы такого экспорта продолжают расти, несмотря на кризис. По данным «Руссофта», в 2014 году зарубежные продажи российского софта составили 5,7 миллиарда долларов — на 10 процентов больше, чем годом ранее. Разработчик систем защиты «Лаборатория Касперского» работает более чем в 200 странах мира. Российская компания-разработчик решений в области распознавания текстов и лингвистики «ABBYY» насчитывает более 40 миллионов пользователей в 200 странах мира. В 2015 году рост объёма зарубежных продаж российских компаний ускорится до 18 процентов и достигнет 6,8 миллиарда долларов. Для сравнения: российские военные поставки за рубеж составляли в 2014 году около 12 миллиардов долларов.

Сюжет

Учёный совет
Раз в неделю на страницах «ОГ» уральские учёные обсуждают проблемы высшей школы, события в области науки, а также причины и последствия происходящих в мире изменений - от глобального потепления до эволюции человека.

Областная газета Свердловской области