Одна из наших читательниц из посёлка Белоярский рассказала в письме, как стала жертвой продавцов-манипуляторов и под давлением купила дорогой ненужный аппарат. Подобные истории случаются поразительно часто вопреки здравому смыслу и предупреждениям.
Важно!
Георгий Амусин, председатель Ассоциации психологов и психотерапевтов Свердловской области:
– Всё чаще, и не только в нашей стране, встречаются люди «с промытыми мозгами», которые живут в мире желаний. Они похожи на детей, попавших в магазин игрушек: глаза разбегаются, и всё хочется. Такие люди обычно и попадают в «лапы» недобросовестных продавцов. Как им защитить себя? Решительно отказаться от спонтанных покупок, чётко отвечать себе на вопросы, что нужно, а в чём нет необходимости, заранее готовиться к любой покупке, просчитывая её стоимость. Когда приходят к вам домой, звонят по телефону или, как цыганка, берут за руку на улице и говорят: «Дорогой, хочешь, я сделаю тебя счастливым?», самое лучшее – ответить «нет».
А сотрудникам Комитета по защите прав потребителей я бы посоветовал напечатать и расклеить на дверях подъездов простые слова: «Если вам что-то предлагают купить, ни за что не соглашайтесь».
Как в кино
Помните домработницу из фильма «Подкидыш»: «Старушка одна зашла, попить воды попросила. Потом хватились – пианино нету»? Подобное и в жизни случается. К нашей читательнице из посёлка Белоярский Нине Ударцевой постучалась женщина, отрекомендовалась представительницей Территориального управления защиты населения, попросила воды попить. А когда ушла, у хозяйки не стало, пусть не пианино, но почти 11 тысяч рублей. Зато появился аппарат «Акватон», который ей вовсе не нужен, особенно за такую сумму.
– Женщина, попив воды, стала говорить о себе, о работе, о том, что она помогает пенсионерам, которых пытаются обмануть. А потом спросила: «Если бы вам предложили аппарат для лечения многих болезней, вы бы не отказались?», – пишет «ОГ» Нина Ударцева. – Я ответила: «Наверное». Тогда она быстро достала бумаги: «Распишитесь здесь и здесь». Я без очков плохо вижу, решила, что это заявка на будущее и расписалась.
После этого, по словам читательницы, незваная гостья достала медицинский аппарат и довольно грубо стала требовать 10 800 рублей.
– Я напугалась. Дома одна. Судорожно вытащила заначку и отдала, – призналась пенсионерка.
Гостья удалилась. Хозяйка, придя в себя, стала звонить по номеру, указанному в договоре. Спрашивала, как вернуть товар, возмущалась, что её обманули. «Деньги из кошелька у вас никто не вытаскивал», – ответил женский голос в трубке.
Красота в кредит
– Граждане не прекращают жаловаться на продавцов пылесосов «Кирби», дорогой косметики, в частности, «Дешели», системы очистки воды «Блю Фильтерс». Совершив дорогостоящую покупку, зачастую в кредит, они чувствуют себя обманутыми. Многие утверждают, что совершили покупку под влиянием особого психологического воздействия со стороны продавцов, – заявила заместитель руководителя управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области Ольга Диконская.
Одна из моих подруг тоже подписала кредитный договор на 40 с лишним тысяч рублей в салоне «Дешели» и ушла домой с кейсом косметики. Её раccказ хорошо объясняет методику таких продавцов:
– По телефону пригласили на бесплатную процедуру, попросили взять с собой паспорт (документ нужен для оформления кредита. – Прим. ред.). Косметолог расспрашивала, как я ухаживаю за кожей, и беспрестанно что-то говорила, жонглируя медицинскими терминами («цыганский гипноз» или забалтывание. – Прим. ред.). Сделать покупку мне предложили, когда я, расслабленная, лежала на кушетке, а косметолог возвышалась надо мной (то есть была в позиции доминирования. – Прим. ред.). Перед этим она спрашивала, нравится ли мне эта косметика. Я отвечала «да» (психологический приём: если человек на три вопроса дал положительный ответ, на четвёртый вопрос ему трудно ответить «нет». – Прим. ред.). Когда, узнав цену, я призналась, что мне это не по карману, словно факир, появился финансист с кредитным договором.
Схожие приёмы используют и продавцы различной техники, работающие «на дому»: разговор начинают с отдалённых тем, втираются в доверие, а если метод «пряника» не срабатывает, могут применить и «кнут» – как в письме нашей читательницы.
Ольга Диконская на вопрос «ОГ», можно ли привлечь продавца к ответу за психологическое воздействие, ответила:
– Наше ведомство не уполномочено оценивать, был ли факт воздействия. Вероятно, этим должны заниматься правоохранительные органы.
Попробуй докажи
– Граждане периодически обращаются в органы внутренних дел и утверждают, что их под различными предлогами вынудили купить тот или иной товар, – рассказала «ОГ» старший референт пресс-группы МВД Екатеринбурга Ирина Бучельникова. – Если не был заключён договор, недобросовестных продавцов удаётся привлечь к ответственности за мошенничество по статье 159 Уголовного кодекса РФ. Подобные случаи были с продавцами биологически активных добавок, которые выдавали БАДы за лекарственные препараты. Но если потребитель подписал договор, ему нужно отстаивать свои права в суде.
Президент Всероссийской лиги защитников потребителей Андрей Артемьев утверждает, что пострадавшие граждане смогут вернуть деньги через суд только в том случае, если для этого найдутся формальные основания.
– Например, на упаковке сообщается неверная информация о товаре. Или, как было с пылесосами «Кирби», уровень шума техники превышает предельно допустимый, – рассказал он «ОГ». – Торговлю подобной техникой или дорогой косметикой на дому или в салонах я бы назвал не бизнесом, а высокоорганизованным мошенничеством. Продавцы профессионально подготовлены и владеют приёмами нейролингвистического программирования (способ воздействия на психику людей). Клиент подвергается внушению и совершает сделку в состоянии заблуждения. Но доказать это, чтобы возник состав уголовного преступления, очень сложно. Необходима комплексная психолого-психиатрическая экспертиза.
Вопрос о манипуляции сознанием – очень тонкий. Существует масса легальных маркетинговых ходов, нацеленных на то, чтобы сбыть товар потребителю, но…
– Рекламная деятельность поставлена законодательством в строгие рамки. Чтобы утвердить рекламный ролик или текст, нужно выполнить множество требований и собрать охапку документов. Поэтому сомнительные фирмы не работают открыто, а ходят по подъездам, зазывают клиентов по телефону. Это остатки дикого рынка 90-х, – рассказала «ОГ» специалист одного из екатеринбургских рекламных агентств Светлана Метелёва.
По её словам, эти фирмы играют на желании людей получить что-то просто так. Неслучайно на «бесплатные» процедуры приходят даже те, кто никогда не бывал у косметологов. Делается ставка и на великодушие.
– Знаю семью, куда пришли с пылесосом, привели квартиру в порядок, и хозяйка подумала: «Теперь неудобно от покупки отказываться». Кроме того, многим стыдно сказать, что дорогая вещь им не по карману и показаться бедным, – добавила наша собеседница.