В Свердловской области — две деревни Мельничные: одна в Сухоложском городском округе, другая — в Слободо-Туринском муниципальном районе. Обе стоят на берегах рек и постепенно превращаются в дачные поселения.
На берегах Пышмы и Кунарки
Сухоложская тёзка появилась в середине XVII века: её основатели приглядели для мукомольного дела местечко на слиянии двух рек — Пышмы и Кунарки. Первую мельницу построили на Кунарке работники Невьянского монастыря, а через полвека крестьяне возвели здесь основательные дома-пятистенки. Поставили вторую мельницу и начали снабжать мукой все окрестные селения. Деревню назвали Спасской.
— Славилась Спасская не только мукой, но и отличной кузней, умелыми кустарями. Люди, ехавшие по Камышловскому тракту, наведывались сюда, чтобы обновить телегу, приобрести кованые изделия. А вот храма у нас никогда не было, ходили молиться, детей крестить и венчаться в соседние сёла, — рассказывает старожил деревни Геннадий Братушев.
В советские годы Спасская с населением около трёх сотен человек стала Мельничной. Деревня славилась колхозом, были школа и клуб. Уроженцы здешних мест разъехались по всей стране, многие стали известными людьми. Например, один из них, Василий Тимухин, в советские годы возглавлял МВД Молдавии.
Сейчас в Мельничной проживает 96 человек. Это пенсионеры, лишь один житель деревни работающий. Селение превращается в дачный посёлок: приезжих привлекают живописный пляж, сосняк, богатый ягодами и грибами, и целебные родники.
На берегу Липки
В слободотуринской Мельничной есть улица с тем же названием. Фото: Ольга Аксёнова
О слободотуринской тёзке известно благодаря трудам краеведа Петра Ермолина, автора книги «Летописи липчинских деревень». Согласно ей, первыми жителями Мельничной были Снигирёвы, поселившиеся на берегу реки Липка, рядом с почтовым трактом в конце XVII века. В дозорной книге Сибирской губернии 1719 года значатся уже 21 двор и 100 жителей.
В начале прошлого века деревня расцвела. Здесь было более 200 жителей. У местных богатеев Бурмакиных в собственности имелось две мельницы — ветряная и водяная. На всю округу славилась маслобойка — в ходу было льняное и конопляное масло. Кустари изготавливали колёса, телеги, сани, выделывали кожу.
После коллективизации в Мельничной заработал колхоз «Осоавиахим». У него было 300 гектаров пашни, коровы и овцы. Самой престижной в то время стала профессия тракториста. В военные годы за рычаги тяжёлых машин сели и женщины: ударницами слыли местные трактористки Клавдия Еримеева и Валентина Солдатова. В послевоенные годы колхозы укрупнили, в Мельничной создали бригаду имени Чапаева. Местная птицеводческая ферма не раз признавалась лучшей в Тугулымском районе.
Увядание деревни началось ещё в советское время. Молодёжь уезжала на учёбу и не возвращалась на малую родину, старики доживали свой век. В народе поселение стали называть «Старина».
Может, и вовсе опустела бы Мельничная, но выходцы из деревни не забросили родовые гнёзда, а начали использовать их для дачного отдыха. Сегодня в деревне зарегистрированы 13 человек, но обжитых домов куда больше, кто-то строит целые усадьбы.
Сюжет
Сёла-тёзки
Даже при беглом взгляде на карту Свердловской области можно найти пару-тройку сёл и деревень с абсолютно одинаковыми названиями. Как живут сёла-тёзки, что у них общего, а в чем — различия?