Русский чёрт и тюркский шайтан часто упоминаются в названиях уральских речек, водоёмов и населённых пунктов. В советское время лингвисты насчитали в области несколько десятков топонимов с корнем «шайтан» (тюркское — «чёрт, дьявол»). География распространения мистических имён связывалась с местами расселения вогульских племён. Сейчас Шайтанками называются тёзки в Тавдинском и Новолялинском городских округах.
Расположение | Тавдинский ГО | Новолялинский ГО |
Основано | Конец XVII — начало XVIII века | 1930-е гг. |
Население, чел. | 1 | 200 |
Расстояние до Екатеринбурга, км | 390 | 360 |
Газификация | нет | нет |
Инфраструктура | нет | Школа, детский сад, ФАП, 2 магазина, клуб |
«Смотритель» деревни
Первая тёзка раскинулась на берегу озера Шайтанское в 35 километрах от Тавды. В деревне — одна улица в десяток домов, но фактически там остался всего один местный житель. Никакой мистики: деревня осиротела после того, как развалился колхоз, а из озера Шайтанского выловили всю рыбу.
Александр Попов приехал в Шайтанку почти 20 лет назад и практически стал свидетелем её гибели. Бросать деревню сельчанин отказывается: здесь он обрабатывает землю.
— Как говорится, велика Россия, а отступать некуда! На одну пенсию не проживёшь, а подсобное хозяйство здесь очень помогает, — говорит Александр Иванович.
В начале прошлого века в деревне насчитывалось сто человек. Особым почётом у них пользовалась единственная грамотная односельчанка Зоя Макарова, которая помогала крестьянам сочинять письма и прошения. В 20-х годах безграмотность ликвидировали, а саму Шайтанку начали развивать. После появления колхоза шайтанцы обзавелись сельхозтехникой, радиоприёмниками, велосипедами и мотоциклами. Открылись начальная школа, библиотека, сельский клуб и магазин. В 90-е процесс пошёл в обратную сторону.
— Жизнь теплилась, пока в озере водилась рыба, — вспоминает Александр Попов. — Её ловили, нарушая всякие нормы. Потом выработанный водоём бросили. Теперь он, что называется «ни богу свечка, ни чёрту кочерга». Всё вспоминаю, как в Китае в своё время тоже уничтожили воробьёв, а в итоге получили гусениц и саранчу.
Шайтанке же, по словам сельчанина, сейчас вредят не насекомые, а люди: жители соседних населённых пунктов разбирают пустующие дома на стройматериалы и дрова.
— Сейчас в Шайтанку приезжают только охотники, — пояснила исполняющая обязанности главы Мостовской сельской администрации Екатерина Беляева. — В том числе и любители «тихой охоты» за грибами-ягодами: на берегах озера растёт много клюквы.
Лесной посёлок
В новолялинской тёзке тоже хватает природных богатств — посёлок со всех сторон окружён лесами. С них и началась его история: первые бараки возвели в 30-х годах для работников лесоучастка. Отдалённый посёлок назвали Шайтанкой — «чёртовым местом». Большую часть сотрудников составляли спецпереселенцы.
По словам председателя думы Новолялинского городского округа Виктора Горбунова, посёлок начал пустеть три года назад после закрытия лесокомбината. А ещё сказались плохие дороги и старые линии электропередачи. В администрацию Верхлобвинской территории, которая находится именно в Шайтанке, мы тоже не сразу дозвонились из-за перебоев с электричеством. К слову, в самой Верхней Лобве жителей можно сосчитать по пальцам.
Унывать шайтанцы не думают. В этом году поставили памятник солдатам ВОВ, ещё раньше установили скульптуру первому директору Шайтанской школы. Сейчас в Шайтанке осталось 19 школьников. В этом году из Шайтанки уехал учитель английского языка, самая большая проблема — где найти нового.
— Лучше, если он будет семейным, с невестами в посёлке проблема, — шутит директор школы Тамара Габриэль. — Обещаем ему жильё, дрова и в качестве бонуса — козье молоко.
Сюжет
Сёла-тёзки
Даже при беглом взгляде на карту Свердловской области можно найти пару-тройку сёл и деревень с абсолютно одинаковыми названиями. Как живут сёла-тёзки, что у них общего, а в чем — различия?