4 июля в Невьянской центральной районной больнице умер осуждённый исправительной колонии строгого режима № 46, который был доставлен туда накануне, 3 июля. А 5 июля около 400 сидельцев из 1200 находящихся в колонии не вышли ни на завтрак, ни на обед, требуя тщательного разбирательства из опасений, что эту смерть «повесят» на них.
Умерший был гражданином Кыргызстана, ему было 26 лет, он отбывал здесь наказание (лишение свободы сроком на восемь лет и девять месяцев) за разбой с 2012 года. Представители киргизской диаспоры и прибывшие родственники, как и заключённые невьянской колонии, считают, что его смерть была вызвана не естественными причинами.
– Оснований для протеста осуждённых не осталось: возбуждено уголовное дело, создана оперативно-следственная группа под руководством следователя по особо важным делам, – рассказала «ОГ» региональный Уполномоченный по правам человека Татьяна Мерзлякова. Она срочно выехала в колонию, как только узнала о случившемся. – Дополнительно к статье 111 часть 4 (смерть по неосторожности) возбуждено уголовное дело по статье 286 часть 3 (злоупотребление служебным положением). Распоряжением следователя от руководства колонии отстранены на время следствия начальник колонии и заместитель начальника колонии. Все поступившие жалобы иной тематики мы проверим…
Кроме того, Татьяна Мерзлякова встретилась с родственниками покойного. По её просьбе должна состояться встреча отца и матери с руководителем следственного управления Следственного комитета России по Свердловской области.
– Тем не менее вчера ещё не все осуждённые прекратили голодовку, – сообщил «ОГ» руководитель пресс-службы ГУФСИНа по Свердловской области Александр Левченко. – Такой масштабной акции за последние пять лет я не припомню. Идут и расследование по линии Следственного комитета, и наша внутренняя проверка, и, если выявится, что к смерти как-то причастны сотрудники колонии, они понесут наказание, вплоть до уголовного. Тут неприкасаемых не бывает, совсем недавно одного начальника колонии посадили на 11 лет. Смерть осуждённого никто не скрывал.
Представитель следственного управления СК России по Свердловской области Александр Шульга рассказал, что оба дела (о злоупотреблении служебным положением и смерти по неосторожности) объединены в одно производство, допрашиваются свидетели, назначены экспертизы.
Сроки расследования по закону – два месяца, но могут быть и продлены… Столь масштабная и хорошо организованная акция среди осуждённых – это нонсенс, а значит, что-то серьёзное кроется за всей этой историей.
P.S. Вечером, незадолго до подписания номера в печать, из следственного управления СК нам сообщили, что по уголовному делу о смерти осуждённого и превышении должностных полномочий следователем принято решение о процессуальном задержании в качестве подозреваемого начальника исправительной колонии №46. Устанавливаются сообщники.