Весной этого года кировские поисковики при проведении работ в Парфинском районе Новгородской области обнаружили и подняли останки бойца — уроженца Шалинского района. Теперь они ищут родственников героя.
Командир поискового отряда «Рубеж» (Кировская область, село Ныр) Павел Куклин рассказал по телефону, что останки обнаружили в двух километрах от деревни Васильевщина.
— Полмешка костей подняли и ни одной крупной целой — скорее всего, было прямое попадание в окоп артиллерийского снаряда или мины из ствольного миномёта. Винтовка — и та искорёжена до неузнаваемости. Целыми остались лишь пуговицы, пряжка ремня и солдатский эбонитовый медальон, — добавил Павел Фёдорович.
Отвинтить крышку медальона не получилось. Пришлось дробить капсулу: сжали в тисках и извлекли отлично сохранившиеся листки бумаги. Надпись прочитали без труда. Так удалось установить, что погибший — это Мезенин Александр Иванович, 1918 года рождения, уроженец Свердловской области, Шалинского района, Мартьяновского сельсовета, деревни Мартьяново.
«Огненная» высота
Высота у деревни Васильевщина, где держал оборону ефрейтор Мезенин, на картах обозначается как 29.9. А вот у воюющих сторон была своя топонимика: советские солдаты прозвали её «Огненная», немецкие — «Долина смерти». В период ожесточённых боёв потери только нашей стороны здесь составляли до 4 232 красноармейцев в сутки. Дело в том, что рядом с деревней находился мощный укреп-район немецких войск, где стояли части дивизии СС «Мертвая голова». Сама деревня располагалась на дороге, ведущей в город Демьянск — там попала в окружение 100-тысячная немецкая группировка (так называемый Демьянский котёл). Эта дорога была единственной артерией, по которой снабжались окружённые войска вермахта. Потеря Васильевщины для немцев означала полную блокаду частей, попавших в Демьянский котёл. Высота «Огненная» не раз переходила из рук в руки, есть сведения, что однажды её атаковали сразу четыре советские стрелковые дивизии.
За помощью в поисках родственников бойца кировчане обратились на сайт губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева.
— По опыту знаем, что обращение напрямую к первому лицу региона — самый верный путь в таких делах, — объясняет Павел Куклин.
В случае со свердловским губернатором не ошиблись. Правда, пока удалось установить немногое. Как сообщила специалист Чусовской сельской администрации Ольга Мельникова, занимающаяся этим вопросом, сейчас родственники погибшего бойца в деревне Мартьяново не проживают. Как удалось установить по хозяйственной книге, было у него три сестры Мария, Матрёна и Валентина, но первых двух уже нет в живых и про их детей нет сведений. А вот про Валентину, получившую в замужестве фамилию Волегова, известно, что она переехала в Первоуральск и у неё есть три сына. Может, хотя бы их удастся найти.
Сюжет
«Старшее поколение»
Об активной жизни людей предпенсионного и пенсионного возраста.