Когда заходит речь о дополнительном образовании школьников, чаще говорят о самодеятельности, пении, танцах, рисовании. Всё это, конечно, неплохо. Но куда же подевались технические кружки?
На днях первый вице-премьер правительства РФ по социальным вопросам Ольга Голодец заявила: в дополнительных кружках и секциях должны заниматься не менее 75 процентов учеников.
Сейчас, по разным оценкам, в дополнительном образовании задействованы только около 40 процентов российских школьников. Львиную долю занимают «пение-танцы». Куда же делись технари? Ведь когда-то в нашей промышленной области насчитывалось 160 станций юных техников. В феврале 2011 года в Екатеринбурге прошло заседание попечительского совета Дворца молодёжи. Его проводил председатель правительства Свердловской области. Решался вопрос о создании в Свердловской области системы технического творчества для детей и молодёжи. Для этого запланировали строительство Центра технического творчества. Предполагалось, что кружки технического творчества будут созданы во всех муниципалитетах нашего региона. На базе Дворца молодёжи создавался Центр робототехники, а на территории области будут организованы его филиалы. Запланировали и строительство нового центра для дополнительного образования, где будут работать кружки технического творчества.
«Свердловская область промышленный регион. У нас создаются передовые технические производства, намечено формирование особой экономической зоны промышленно-производственного типа. Поэтому необходимо, начиная с детского сада, учить детей мыслить по-новому, приучать к передовым технологиям», говорил тогда председатель областного правительства Анатолий Гредин.
Нет кружков нет станции
Лет пять назад родители школьников Краснотурьинска написали главе администрации городского округа Краснотурьинск отчаянное письмо. Его опубликовали на местном сайте krasnoturinsk.org: «Сейчас стоит вопрос о закрытии или реорганизации Станции юных техников. На наш взгляд, это не выход из положения. Обращаясь к нашим чиновникам, мы хотели бы попросить не закрывать это учреждение, а наоборот, помочь со зданием. Иначе где будут наши дети в свободное время? Чему они научатся в подъездах, на улице и у игровых автоматов?..» Одновременно с этим поступило еще одно письмо в адрес депутатов городской Думы. В нём педагоги Станции юных техников обращались с просьбой о предоставлении нового здания, так как условия, в которых занимаются кружковцы, не отвечают элементарным требованиям содержания детского учреждения. Тогда же исполняющая обязанности директора Станции юных техников Светлана Кабаева оценивала ситуацию так:
«Сегодня станция утратила свой статус с исчезновением технических кружков (авиа-модельный, радиотехнический). В годы перестройки мужчины-преподаватели вынуждены были уйти на другую работу. Открытие кружков картинга, судомоделизма невозможно из-за отсутствия специальных помещений для хранения горючего, масел». Прошло почти пять лет, муниципалитет распределил детишек по другим площадкам детского творчества, какие-то кружки удалось спасти, но в целом станция перестала существовать. Похожей судьбой могут «похвастать» сегодня многие такие учреждения. Многие, но, не все.
Из первой десятки
Рассказывает Александр Важенин, директор Дома детского творчества Октябрьского района Екатеринбурга:
В прошлом году впервые за много лет на дополнительное образование были отпущены деньги именно на развитие технического направления. Мы получили грант правительства Свердловской области. Всего в регионе таких грантов удостоились 10 площадок (дворцов, домов) по развитию технического творчества, в их числе и наш ДДТ. В этом году к нам уже привезли станки лазерный, токарный, сверлильный, есть с ЧПУ, станок с плоттерной резкой. Ну а специалистов-педагогов действительно не хватает, зарплаты, мягко говоря, не слишком высоки, и у нас остались только фанаты своего дела. У меня весь штат сохранился только потому, что давно работают, прикипели душой. Сейчас на развитие именно технического творчества направляют средства. Видимо, правительство задумалось, что в нашем индустриальном мегаполисе и в нашем промышленном регионе не хватает людей, кадров, которые могут пойти по техническим специальностям. В перестроечное время все ушли в торговлю, и получился провал у современных станков работать некому. В наш ДДТ правительство дало оборудование, а муниципалитет, согласно договору софинансирования, предоставил помещение дом по улице Мичурина, 229. Это двухэтажное здание, способное вместить около полутора тысяч ребятишек. Сейчас идёт ремонт и монтаж оборудования. Всё бесплатно, никакого специального отбора нет каждый занимается тем направлением, к какому душа лежит. Сейчас у меня около 400 ребятишек, планируем увеличить до тысячи. Авиамодельный, судостроительный, радиоспорт, есть прикладные студии, очень модное направление робототехника. И девчонки, и мальчишки занимаются. Впервые за много лет за счёт развития технических видов к нам в ДДТ стало приходить больше мальчишек.
Комментарий
Лидия ПЕРЕСТОРОНИНА, первый заместитель директора ГБОУ СО «Дворец молодёжи» Екатеринбурга:
Правительство Свердловской области определило приоритетной поддержку станций юных техников. Это не совсем грант, просто выделили средства на приобретение современного оборудования на несколько десятков миллионов рублей. К настоящему времени сохранились лишь шесть станций юных техников. Поэтому правительство приняло решение и разработало программу (до 2015 года) поддержки детского творчества. По условиям «конкурса» для работы СЮТ требовалось не менее 200 квадратных метров, поддержка муниципалитета. учитывались достижения прошлых лет в технических и прикладных видах деятельности станции. Выиграли эти города и посёлки: Екатеринбург, Нижний Тагил, Арти, Ирбит, Малышева, Новоуральск, Сысерть, Тавда, Свободный. В Нижнем Тагиле и в Екатеринбурге поддержку получили по два детских центра. Что касается закрывшейся несколько лет назад станции юных техников в Краснотурьинске, то здесь всё зависит от муниципалитета. Если они предложат план реорганизации станции то это, со временем, конечно, осуществится.