Маленькие, но дорогие

Малокомплектные школы нередко объединяют детей из нескольких деревень. Например, дети из сёл Малый Турыш и Русский Турыш учатся в соседнем Большом Турыше. Расстояния там скромные и их легко можно преодолеть пешком. Фото: Алексей Кунилов.

Малокомплектные школы нередко объединяют детей из нескольких деревень. Например, дети из сёл Малый Турыш и Русский Турыш учатся в соседнем Большом Турыше. Расстояния там скромные и их легко можно преодолеть пешком. Фото: Алексей Кунилов.

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области обновило список малокомплектных школ, работающих на территории региона. По последним данным, на Среднем Урале насчитывается 325 сельских школ, в каждой из которых учится меньше сотни детей. Для сравнения, в 2008 году в области числилось 540 учебных заведений такого типа. «ОГ» решила выяснить, чем живут малокомплектные сельские школы и почему будущее за ними.

Кстати

«ОГ» уже писала про самую маленькую по количеству обучающихся детей школу — она находится в посёлке Хабарчихе (Махнёвский ГО). Здесь учатся всего шесть человек. На будущий год школа останется без детей. Когда в деревне Нихвор Гаринского ГО закончились ученики, школу закрыли. У хабарчихинской есть надежда — в деревенском садике подрастают дети, которым скоро потребуется дальнейшее образование. Так что пока школу закрывать там не собираются.

Сельский урок

За последние годы число малокомплектных школ значительно сократилось. Почему? Во-первых, в 2014 году изменились сами нормативы: критерии отнесения образовательных заведений к малокомплектным стали более чёткими. Чтобы получить такой статус, школа должна находиться в отдалённом населённом пункте, а также в ней должны учиться не более 50–130 детей в зависимости от количества звеньев (начальное, среднее, старшее). Во-вторых, несколько совсем маленьких школ теперь нередко объединяются в одну структуру для простоты управления. В-третьих, школы попросту закрываются, когда в деревне или селе не остаётся детей.

Несмотря на тенденцию, в Свердловской области несколько муниципалитетов отчаянно сражаются за сохранение школ на селе — пусть даже для десятка детей. Так, например, в Красноуфимском округе насчитывается 23 малокомплектных образовательных учреждения — это 60 процентов всех школ в муниципалитете. Такой особенностью округ обязан не только своей протяжённости и большому количеству населённых пунктов. Борьбу за сохранение образовательных учреждений в деревнях местные власти ведут совершенно осознанно. И цитируют экс-губернатора, а ныне члена Совета Федерации Эдуарда Росселя, который в интервью «ОГ» в 2014 году заявил, что если закрывается школа, умирает деревня.

  • Прямая речь
  • Татьяна Максимова, директор школы в Пуксинке (Гаринский ГО), где обучаются 38 человек:
  • — Школы в деревнях и сёлах — залог их существования. Детей надо учить, а если не будет школы, родители разъедутся в другие посёлки. Останутся одни пенсионеры, и те тоже будут пытаться перебраться поближе к детям. Тем более школа — это работа. У нас в Пуксинке больше негде работать, на почте двое, в клубе один, да в администрации пара человек — вот и все рабочие места.

— Сельские школы — это ведь и рабочие места, и воспитание, и поддержка этнокультуры — наш округ национально очень разнообразный. Учитывая непростую ситуацию с сельхозпродукцией, мы рассчитываем, что деревни снова окажутся на передовой продовольственного обеспечения нашей страны. Но для этого необходимо возвращать сюда молодёжь после того, как она получит высшее образование где-то в городе. Я уверена, что если ребёнок с первого класса ездит за тридевять земель в школу, то связь с родной деревней у него рвётся значительно быстрее, — рассказала начальник отдела управления образования МО Красноуфимский округ Светлана Пудова.

Содержать большое количество малокомплектных школ для муниципального бюджета задача, безусловно, непростая. Вне зависимости от того, сколько детей ходят в школу, в ней должен быть пищеблок, охрана, и вообще соблюдены все требования — проверки Роспотребнадзора и других ведомств не заставляют себя ждать. В Красноуфимском округе на 23 малокомплектных учебных заведения приходится 63 строения. Как и везде, здания зачастую рассчитаны на большее количество детей, чем там учится по факту, так что с обеспечением коммунальными ресурсами особенно тяжело. Это подтверждают и в Талицком городском округе, где местные власти изо всех сил стараются сохранить 22 существующие ныне малокомплектные школы.

— Даже цифры общие не скажу, слишком много денег уходит на содержание — электричество, тепло, вода… Представьте, стоит огромный типовой трёхэтажный «корабль», построенный для того, чтобы все дети какого-то советского совхоза здесь учились. А сегодня там занимаются 89 человек. При этом отапливать здание нужно по полной. Хотелось бы объединить начальные школы с детскими садами, да вот только подготовить эти помещения по всем требованиям дошкольного учреждения тоже влетит в копеечку, — объяснила «ОГ» начальник управления образования Талицкого ГО Ирина Плотникова.

«Законы пишут для городских школ»

Объединение малокомплектных детских садов с «братьями по несчастью» из начальных школ — это один из способов выживания. Но он помогает экономить только на зарплатном фонде да решить проблему с поиском кадров. Кстати, чем меньше детей учится в школе, тем меньше нагрузка и, соответственно, зарплата у учителей. Так что молодёжь в малокомплектные образовательные учреждения заманить просто невозможно.

Другой способ — административное объединение нескольких маленьких школ в одну. В Красноуфимском округе, например, считают, что лучше так, чем вообще закрывать школы. И продолжают надеяться, что региональные власти осознают ценность образования на селе.

— Сейчас многие законы пишутся только для городских школ, чиновники не учитывают, что у нас здесь немного иные условия. До смешного доходит: недавно нас обязали поставить пропускную систему на входе в школу — с электронными чипами и турникетами. Там 11 детей учится, я каждого в лицо знаю и их родителей тоже — зачем на такие излишества деньги тратить? — недоумевает Светлана Пудова.

Количество малокомплектных школ в области сократилось не потому, что кто-то решил от них избавиться. Просто в современных реалиях им стало труднее выжить, а централизованных мер поддержки таких образовательных учреждений пока нет. Однако, как рассказали «ОГ» в региональном министерстве образования, идёт разработка изменений в областной закон № 119 «О нормативах», которые коснутся в том числе и вопроса финансирования таких школ. В целом позиция министерства такова — малокомплектные школы в отдалённых территориях однозначно нужны.

Сегодня в России работает 26 тысяч сельских школ, где учатся 3,6 миллиона учеников

Областная газета Свердловской области