9 мая 45-го — среда, будний день. С самого утра по всему Уралу моросил мелкий холодный дождь. Несмотря на это толпы вышли на улицы и площади, незнакомые люди кричали друг другу: «С победой, товарищи!».
Самой массовой площадкой празднования Дня Победы на Урале в 1945 году стала площадь возле Уралмашзавода, в то время называвшаяся площадью Пятилетки (ныне — площадь 1-й Пятилетки).
Сообщение о праздновании Победы пришло на Уралмашзавод утром, когда рабочие заканчивали ночную смену. Никто из них не ушёл домой, а приехавшая на работу дневная смена — впервые за все годы войны — получила разрешение не выходить на работу. И начался митинг, в котором приняло участие 35 тысяч человек. Описание его можно найти в заводской многотиражке «За тяжёлое машиностроение». Подогнали самоходки, на них тут же гроздьями забирались люди, и машины-полуторки, на которых установили импровизированную сцену, с неё сначала выступали с поздравлениями передовики производства Мурзалёв и Константинов, а также главный инженер завода Рыжков. Митинг снимал фотокорреспондент многотиражки Фёдор Рыбаков.
Фото: Фёдор Рыбаков, «За тяжёлое машиностроение»
После митинга начался концерт. Пел хор завода, состоявший из двухсот человек, затем выступили… балетный коллектив и узбекский народный ансамбль. Потом подогнали танки и другую технику, которая выпускалась для фронта — колонны прошли как на параде. После концерта началось настоящее народное гулянье, прервавшееся ненадолго только поздним вечером, когда по радио стали передавать обращение Сталина, тоже поздравлявшего всех с Победой.
Праздновали везде, причём радость свою выражали хотя и похоже, но всё-таки по-разному. При этом «слово «Победа!» просто-таки витало в воздухе», — писали журналисты «Уральского рабочего». Так, например, на Уралхиммаше прошли митинги во всех цехах, а лучший слесарь завода по фамилии Козуля на радостях за час выполнил 45 норм, используя для этого приспособления собственного изготовления. В Красноуфимске люди, собравшиеся у здания правления колхоза,.. насобирали 62 000 рублей наличными, чтобы отдать их государству на дополнительный заём. На митинге в Серове гремел духовой оркестр и люди хором пели гимн Советского Союза. В поликлинике Асбеста пациенты кричали «Ура!» вместе с медперсоналом. Колхозники Талицы, Егоршино, Пышмы и Ачита взяли на себя обязательства провести сев по-стахановски…
И… конечно, славили Сталина: из песни слово не выкинешь. Газетные заголовки «Сталинская победа» — норма того времени, так же, как и портреты вождя. Главная песня хора Уралмашзавода — тоже «О Сталине». На страницах «Уральского рабочего» был опубликован материал не названного по фамилии машиниста паровозного депо станции Нижний Тагил, сравнившего Сталина с машинистом, который по трудному пути привёл поезд к станции «Победа»…
О том, что подписанием акта капитуляции, пусть даже и «окончательной», война не закончилась, понимали и тогда. На страницах «Уральского рабочего» рабочие из Каменска-Уральского выразили недоумение: если война закончилась, то почему идут бои за Прагу? Сразу публикуется ответ — словами из речи Сталина: «группа войск в Чехословакии пока уклоняется от капитуляции». То есть если ещё не всё, то осталось совсем чуть-чуть…
Сегодня мы знаем о том, что первый приказ об отправке солдат домой был подписан лишь в июне 1945 года. А потом была война с Японией, и миллионы военнослужащих возвращались домой много позже 45-го — на два, а то и три года.
И тем не менее в мае 1945-го была именно та Победа, которую мы сегодня пишем с большой буквы. Неимоверными усилиями, заплатив невиданную цену, народ смог устоять и победить в самой страшной войне мировой истории. И заслужить День Победы.